Найти в Дзене

Поставки из России и СПГ

Евросоюз хочет ввести предельную цену на российский газ в размере 50 евро за 1 МВт в час (520-525 долларов за тыс. куб. м). К 5 сентября объём поставок из России в ЕС снизился до вполне ожидаемых 800 ГВт*ч в сутки. Притом через украинский коридор и балканское продолжение "Турецкого потока" в страны ЕС идут сопоставимые объёмы — 398 и 350 ГВТ*ч в сутки соответственно (по состоянию на начало текущей недели). Суммарные поставки по "Турецкому потоку", конечно же, больше, но далеко не все они идут в Евросоюз. Ещё немного газа, по данным ENTSOG, прокачивается через Белоруссию в страны Прибалтики.

Таким образом, Евросоюз хочет ограничить поступления за трубопроводный газ из России примерно до 40 млн долларов в сутки. Кстати, это к вопросу о том, что РФ, якобы, до сих пор продаёт голубое топливо европейцам по 250-300 долларов. Нет, цены по долгосрочным контрактам в 2022 году перевалили за 1000 долларов, а в четвёртом квартале они могут превысить 2000 долларов за тыс. куб. м. То есть ЕС пытается сбить цены за российский газ в четыре раза.

Да, цена, которую они могут попытаться навязать "Газпрому", в пять с лишним раз превышает себестоимость поставок в Германию (с учётом добычи, транспортировки и налогов). Иными словами, 500 долларов за тыс. куб. м — это не просто выгодно, это сверхвыгодно. Но если хотя бы раз вы позволите говорить с вами с позиции ультиматумов, то с вами продолжат так говорить и впредь. Поэтому предельные цены — это неприемлемое условие поставок. Если Евросоюз попытается натянуть на цены потолок, то российский газ они получать перестанут.

П состоянию на начало осени Россия обеспечивает всего 9% газа, который потребляется Евросоюзом (в 2021 году — 29%, а средний показатель за первые восемь месяцев 2022 года — 23%). Порядка 35-36% спроса на данный момент удовлетворяется за счёт СПГ. Но сжиженный природный газ по мере роста спроса в АТР начнёт всё больше перетекать в Азию. По сравнению со средними показателями июля в начале сентября поставки СПГ сократились примерно на 20%. Евросоюз пока спасает только катастрофические падение спроса. Да, вот такой парадокс — катастрофическое падение спасает.