Две компании на январь-апрель 2025 года заняли 32% мирового рынка электромобилей. И нет, среди них нет Tesla. Эти компании — BYD и Geely (в сумме — 1,858 млн штук). Обе, как вы понимаете, китайские. А где же Tesla? Она на опустилась на третье место и потеряла в мировых продажах 13,4% (за первые четыре месяца года продано 422 тыс. штук — на 66 тыс. меньше, чем за тот же период 2024-го). На долю Китая пришлось 62,2% всех продаж электромобилей в мире. На Европу — 20,9%, на Северную Америку — 9,6%. Вся остальная планета обеспечивает чуть больше 7,2% спроса. Притом Китай, США и Европа в принципе являются главными авторынками, но всё же за их пределами продаётся порядка 33% всех автомобилей, а никак не 7%. Такой разрыв показателей обеспечивает один только рынок КНР. Для нас важно, что какого-то дикого ажиотажа вокруг электромобилей за пределами трёх ключевых рынков нет. В России продажи электромобилей падают одиннадцать месяцев подряд (в мае было реализовано 786 штук — на 28% меньше, чем в том же месяце прошлого года).
"Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым
6702
подписчика
Аналитические заметки о нефтегазовых рынках и влиянии на них смежных отраслей.
МЭА беспощадно (https:/...y): "Около 2,2 трлн долларов США в совокупности будет направлено на возобновляемые источники энергии, атомную энергетику, сети, хранилища, виды топлива с низким уровнем выбросов, энергоэффективность и электрификацию, что вдвое больше, чем 1,1 трлн долларов США, выделяемые на нефть, природный газ и уголь". Правда, конкретно на ВИЭ, по оценке агентства, пойдёт 780 млрд долларов. Ещё 479 млрд долларов пойдут на сети и хранилища. Но позвольте, а если по сетям пойдёт ток от новой газовой или (страшно сказать!) угольной электростанции? > Инвестиционные тенденции формируются под влиянием наступления «эпохи электричества». От авторов "Золотого века газа" (https:/...s).
Зарядка электромобиля: 90% успеха
Модерировал сессию про альтернативные виды моторных топлив на конференции "Заправка 4.0". Парадокс, но некоторые участники хвалили электромобили за низкую стоимость владения и одновременно говорили, что владелец электромобиля тратит на заправке больше денег на кофе и т.п., пока ждёт окончания зарядки. Ещё сомнительно выглядит показатель успешности сессии. Лучший результат — 90%. Речь о том, что вы вставили вилку в розетку, нажали нужные кнопки и зарядка пошла. Она, насколько я понял, не обязана успешно завершиться, чтобы сессию признали успешной. Простите за сравнение, но это выглядит так, будто...
SAF взлетает слишком медленно
Пишут, что Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) недовольна темпами внедрения авиационного топлива с низким углеродным следом (SAF). Сейчас оно занимает порядка 0,35% мирового рынка. Сейчас организация прогнозирует удвоение производства в 2025-м — до 2,1 млн т (а доли — до 0,7%).
Во-первых, IATA в 2023 году прогнозировала рост производства SAF в 2024-м до 1,5 млн т. Полагаю, если 2 млн т это "удвоение", то с 1,5 млн т в прошлом году что-то не получилось.
Во-вторых, почему-то вспомнилось, как Стэнфордский университет советовал "для декарбонизации и улучшения транспортной системы"...
Стэнфордский университет для "для декарбонизации и улучшения транспортной системы" предлагает (среди прочего) поднять налоги на бензин и использовать на водном транспорте "ветряные силовые установки, таких как паруса <...> или воздушные змеи". Для сокращения потребления ископаемого топлива. Я бы решил, что это анекдот. Но нет, это суровая реальность.
США теряют дизель
Пришла статистика по США. Добыча жидких углеводородов по итогам марта составила 20,813 млн баррелей в сутки — рекордный результат. Это, пожалуй, больше потребностей Соединённых Штатов. Наверное, они стали нетто-экспортёрами и перестали зависеть от импортного сырья? Нет, конечно. Экспорт сырой нефти в марте даже немного сократился по сравнению с февралём. Но и импорт чуть-чуть снизился. Интересно другое. Во-первых, итоговые данные за март оказались на 0,18 млн баррелей ниже, чем предполагалось ранее — в недельных отчётах...
В первом квартале 2021 года страны ЕС закупили в России примерно 41,1 млрд куб. м, а в первом квартале 2025-го — чуть более 10 млрд куб. м. Но за 41,1 млрд куб. м, по данным Евростата, заплатили 2,99 млрд евро, а за 10 млрд куб. м — 4,49 млрд евро. Успех. ec.europa.eu/...nts
Тут начали разгонять мысль, что из Казахстана идёт нефть идентичная по составу российскому сорту Urals, а потому это не казахстанская, а российская нефть. Во-первых, в прошлом году из Казахстана в Германию было поставлено примерно 1,4-1,5 млн т. Для сравнения, мощность одного только нефтеперерабатывающего завода в Шведте (украденного правительством Германии у "Роснефти") — 11,2 млн т. И российские поставки были на порядок больше. Во-вторых, казахстанская KEBCO действительно идентична по характеристикам нефти Urals. Но на то имеются чисто исторические причины, а название KEBCO ("казахстанская экспортная смесь сырой нефти") она получила из политических и маркетинговых соображений, чтобы избежать опасной путаницы в условиях европейских санкций против российского нефтяного экспорта, принятых в 2022 году. Казахстанская это нефть. Не надо сочинять сенсации.
Написал короткую (слишком короткую) колонку для TNF о возможном "зелёном" энергопереходе. t.me/...022
Кстати, давно мы не присматривались к украинским ПХГ. А запасы в них выросли более чем в два раза! "Ого"? Нет, не "ого". К концу отопительного сезона в хранилищах на подконтрольной Киеву территории оставалось чуть меньше 0,7 млрд куб. м. Сейчас там около 1,5 млрд куб. м. Это исторический минимум для этого периода года. При сохранении таких темпов, к началу отопительного сезона будет закачано чуть более 5 млрд куб. м. В течение прошедшего отопительного сезона было отобрано примерно 7,7 млрд куб. м. Импорт газа из ЕС уже порядка 1,5 млрд куб. м. По итогам года физические закупки Украины в странах Евросоюза при сохранении такого уровня достичь исторического рекорда — 3,8-4,6 млрд куб. м.
Bloomberg сообщает: "В мае импорт российской нефти в Индию достиг самого высокого уровня за 10 месяцев". Во-первых, конечно, как же хорошо, что мы закрыли свою статистику и её теперь ни у кого нет. Кроме тех, у кого она есть. Во-вторых, к статье приложен прекрасный график. Из него узнаём, что в декабре 2023 года в Индию из РФ отправлялось целых 1,5 млн баррелей в сутки, а в декабре 2024-го — жалкие 1,5 млн баррелей в сутки. В марте 2024-го задолго до мощных санкций уходящего Байдена Россия смога поставить в Индию целых 1,7 млн баррелей в сутки, а в марте 2025-го (после небывалых по масштабам санкций против танкеров и компаний-однодневок в Гонконге и Дубае) — всего 1,9 млн баррелей в сутки. И тут ситуация резко изменилась! Если в мае 2024-го РФ поставляла 2 млн баррелей в сутки, то в мае 2025-го удалось нарастить поставки аж до 2 млн баррелей в сутки! Каждый год Bloomberg рисует графики, а недобрые люди говорят, что на графиках в первую очередь видна сезонность спроса, а не зверское влияние санкций. www.bloomberg.com/...ows
Мировой атомный рекорд Аналитики Ember подбили электроэнергетические итоги прошлого года, порадовались успехам солнечных электростанций и посетовали, что их доля пока меньше, чем у гидроэнергетики и АЭС. Но тут же аналитики себя успокоили: "несмотря на то что гидроэнергетика и атомная энергетика остаются двумя крупнейшими источниками низкоуглеродной электроэнергии, их доля не увеличивается. [...] Доля атомной энергетики в 2024 году упала до 45-летнего минимума, поскольку выработка электроэнергии [на АЭС] растет медленнее, чем спрос на нее". Это всё здорово. И я даже готов порадоваться успехам солнечных электростанций и посетовать на сокращение доли АЭС. Но! По данным, из которых исходит Ember, в 2024 году АЭС произвели 2767,67 ТВт·ч, что больше рекордного показателя 2006 года (2761,59 ТВт·ч). То есть доля снизилась, но при этом атомные электростанции установили рекорд выработки.