Делегация Казахстана на пленарной сессии TNF рассказала про газовое сотрудничество с Россией, о совместном производстве полимеров, о ВИЭ, которые будут к 2030 году. Но АЭС, что уже решили строить на территории республики, решили не упоминать. Правильно, одно дело ВИЭ, другое какая-то АЭС. Но ничего, у нас сегодня про АЭС в Казахстане вышла статья Бориса Марцинкевича. Он как знал, что казахстанскую делегацию надо подстраховать! https://itek.ru/analytics/mirovoj-rynok-aes-na-dvoih/ P.S. А вот белорусская делегация в основном сосредоточилась на сотрудничестве в атомной сфере
"Нефтегазовая игра" с Александром Фроловым
6712
подписчиков
Аналитические заметки о нефтегазовых рынках и влиянии на них смежных отраслей.
А теперь о бензине. Глядя на текущую ситуацию с моторным топливом, невозможно не восхититься АвтоВАЗом, который именно этой осенью решил вернуть на рынок двутопливную "Весту", работающую не только на бензине, но и на метане. У нас компримированный природный газ всё ещё пытаются продвигать, напирая на его экологичность. "Стань независимым от цен на бензин!" — вот лозунг, который сегодня нужен потребителю. Если что — дарю. Смех смехом, а метан и пропан-бутан — это действительно неплохой выход для простого потребителя. Если заправочная инфраструктура в его регионе позволяет. P.S. А в среднесрочной перспективе, повторюсь, стоит подумать о дизелизации легкового сегмента. Да, знаю, что дизель дороже, но его производят почти в два раза больше, чем бензина.
Оказывается те, кто говорил, что не все заявленные проекты в области водорода будут реализованы, а темы роста окажутся далеки от бравурных обещаний пятилетней давности, были правы. Кто бы мог подумать! Тут и до Международного энергетического агентства дошло: "Из-за отмен и задержек производство, которое могло бы быть достигнуто к 2030 году, согласно заявлениям представителей отрасли, сейчас составляет 37 млн т в год по сравнению с 49 млн т в год к 2030-у", которые фигурировали в прошлогоднем прогнозе. Мне представляется, что разговоры о водородной энергетике в России пора бы тихо сворачивать. Чтобы, к примеру, обещания 1000 водородных заправок к 2030 году или региональных водородных кластеров не вызывали каких-нибудь обидных комментариев.
Три забавных факта: 1. С момента окончания распродажи Стратегического нефтяного резерва в июле 2023 года было восполнено 58 млн баррелей, примерно по 2,3 млн баррелей в месяц. 2. С момент прихода Трампа на пост президента США запасы в Стратегическом нефтяном резерве увеличились примерно на 10 млн баррелей (с 394,566 млн до 404,71 млн), то есть примерно по 1,43 млн баррелей в месяц. 3. Чтобы восполнить распроданное с четвёртого квартала 2021 года, осталось купить и закачать ещё 210-220 млн баррелей. При "трамповских" темпах на это уйдёт примерно 12,25 лет.
Мерц и за, и против ДВС
Канцлер Германии пообещал своим автопроизводителям, что постарается что-то сделать с запретом на продажу автомобилей с ДВС с 2035 года, а Брюсселю поклялся, что будет продолжать электромобилизировать страну. Пойти против отказа от ДВС в 2035 году руководство Германии не может. Как оно не может игнорировать тот факт, что автомобили обеспечивают порядка 17% дохода от экспорта. Поэтому остаётся надувать щёчки и тренировать растяжку, так как ситуация требует хорошего поперечного шпагата. В 2023 году в Евросоюзе было принято решение, что в 2035-м продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания будет запрещена...
Беда на газовом рынке: рост вместо снижения
Потребление газа в Евросоюзе за первое полугодие выросло, по данным Евростата, на 7,7 млрд куб. м. В январе-июне 2024 года этот показатель составил 172 777 898 000 куб. м, а за тот же период текущего года — 180 493 593 000 куб. м). В июле, по предварительным оценкам, потребление также увеличилось — примерно на 16,6%. Если ничего радикально не изменится, то потребление газа в ЕС по итогам 2025-го будет где-то на уровне между 2022 и 2023 годами. Иными словами, вместо сокращения на 10-15 млрд куб. м,...
Пишут: "Британский поставщик газа SGN объявил об успешном проведении безопасных работ по техническому обслуживанию на 30-километровом участке трубопровода, который впервые в Великобритании был переоборудован для транспортировки водорода". На проект выделили 29,9 млн фунтов стерлингов, то есть 40 млн долларов. Неплохо, неплохо.
Началось (точнее продолжается) ожидаемое: некоторые независимые игроки поднимают цену бензина на своих сетях. Рост сопровождается извинениями и объяснениями, что заправки работают в минус по этому топливу (да, так и есть), а потому они идут на подорожание АИ-92 и АИ-95, чтобы потребитель остался "с качественным топливом". Заправочные сети нефтяников, производящих моторное топливо, должны посмотреть на это пояснение с удивлением. В результате таких повышений статистика принесёт нам новые рекорды недельного прироста стоимости автобензинов, как она уже делала с некоторыми регионами России. При этом средние значения всё больше будут отрываться о рыночных реалий, когда потребитель на одной и той же улице сможет найти крупную сетевую заправку и независимую АЗС, на которых разброс цен на одно и то же топливо с одного и того же завода будет достигать 6-8 рублей за литр. Подобное мы наблюдали в конце 2021 года (в дизельном сегменте), а в августе-сентябре 2023-2024 годов — в бензиновом.
Китай: 8 млрд куб. м, которые остались в тени
Во всей истории с сегодняшним подписанием документов между "Газпромом" и CNPC меня смущает то обстоятельство, что внимание всех зачем-то было сконцентрировано на "обязующем меморандуме" (без пояснений, что это такое) по "Силе Сибири — 2". Судя по реакции рынка, новость восприняли в стиле "Тю! И всё?!"
А увеличение на 20% мощности ещё не введённого в эксплуатацию дальневосточного маршрута (в абсолютных величинах 2 млрд куб. м) и прирост на 16% (6 млрд куб. м) "Силы Сибири" оказались в тени. Итого — дополнительные 8 млрд куб...
"Сила Сибири — 2", внутренние цены и как приживаются слухи
Несколько раз сегодня задавали вопросы про "Силу Сибири — 2", используя формулировку: "Раньше ведь Пекин хотел получать газ по внутрироссийским ценам".
1. Про внутренние цены мы знаем не от Китая, а от анонимных источников Financial Times образца лета 2024 года.
2. Если кто-то хотел знать, как работает пропаганда, то вот так она и работает. Тезис вброшен, его бездумно потащили к нам, и теперь этот тезис является чем-то самим собой разумеющимся. Не Financial Times рассказывала, а Пекин хотел!
3. Представим на секунду, что привязка к внутренним ценам — это не фантазия. При экспорте газа платится вывозная таможенная пошлина...
Дизелизация бензинизированных
Позволите неожиданное предложение? На внутреннем российском рынке бензина и дизельного топлива потребляются примерно равные объёмы. Но в легковом сегменте доминирует автобензин. Спрос на него увеличился примерно на 5 млн т с 2010 года. Сейчас запас (с учётом объёма производства и без учёта входящих обстоятельств, а также грядущей модернизации) составляет порядка 4-5 млн т, то есть 10-12%. А по дизельному топливу запас — почти 100%. У нас двукратное превышение производства над потреблением. Я понимаю, что ДВС вообще и дизели в частности — это не такая модная тема как электромобили. Но. Если уж по...
Поставки газа в Китай вырастут, но как-то не так
Прочитав в наших СМИ "Reuters: КНР планирует нарастить прокачку газа по «Силе Сибири» до 6 млрд куб. м", я несколько удивился: с чего вдруг уважаемое агентство начало публиковать что-то оптимистичное о российской газовой отрасли.
Оказалось, что в оригинале всё как обычно: "Китай стремится закупать больше российского газа по существующему трубопроводу, поскольку переговоры между двумя странами не привели к прогрессу в вопросе строительства второго трубопровода, что препятствует стремлению Москвы найти новые рынки сбыта". То есть КНР будет покупать больше газа, но это как бы не очень считается, так как поставки пойдут по старому, а не по новому маршруту...