Древние священные тексты говорят о вечных взаимоотношениях между индивидуальной душой и Богом, между крошечной искрой и Абсолютом. В соответствии с ведической космологией Господь является источником всего мироздания:
ахам̇ сарвасйа прабхаво
маттах̣ сарвам̇ правартате
ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇
будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣
"Я источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем." (БГ 10.8)
И в тоже время Он обладает Своим внутренним бытием:
майа̄ татам идам̇ сарвам̇
джагад авйакта-мӯртина̄
мат-стха̄ни сарва-бхӯта̄ни
на ча̄хам̇ тешв авастхитах̣
"В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Все существа пребывают во Мне, но Я — не в них." (БГ 9.4)
Это означает, что невозможно увидеть Бога с помощью материальных чувств. Наше изначальное "Я", Атман (душа), покрыто грубыми и тонкими материальными оболочками. К грубым относятся элементы этого мира, из которых соткано наше тело, а к тонким - структура нашей личности: чистое сознание (читта), ложное эго, ум и разум.
Изначально существует всего одна тонкая оболочка, которая покрывает душу, - читта, первичное неоскверненное сознание. Но в результате соприкосновения с грубыми элементами мироздания читта оскверняется и приобретает новые, не свойственные ей, характеристики. Таким образом образуются ложное эго, эгоистичный ум и разум.
Все эти элементы, грубые и тонкие, не способны воспринять трансцендентную природу Бога. Духовная реальность находится за пределами наших чувств. Это подобно тому, как наши глаза не способны воспринимать диапазон ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Чтобы понять природу этих волн необходимы специальные приборы. Мы можем догадываться об их существовании, но не можем их измерить непосредственно, потому что наши глаза не обладают необходимыми для этого свойствами.
Подобным образом для того, чтобы увидеть Бога, необходимо смотреть глазами Священных Писаний. Это радар, который указывает направление. Писания указывают человеку путь к вечности. Эта реальность существует прямо здесь и сейчас. Подобно тому, как сквозь нас проходит бесчисленное количество волн, недоступных нашему восприятию, духовная реальность пронизывает все мироздание. Наши грубые чувства устремлены к материальному миру, мы игнорируем Бога. Но Бог не игнорирует нас. Он полон любви и сострадания. В форме Сверхдуши Он пребывает в каждой частице мироздания. В нужное время Он приходит в форме Своих чистых преданных и раскрывает Себя.
Увидеть Господа можно только по Его беспричинной милости. Его невозможно придумать. Наши чувства не способны представить Его красоту. Когда мы размышляем о безграничном, мы опираемся на наш чувственный опыт. Сравнивая Господа с небом, которое не имеет ни конца, ни начала, мы приходим к выводу, что у Бога нет формы. Мы говорим, "Господь безличен"; "Бог - это пространство". Но что такое пространство? Это всего лишь материальный элемент. Существует земля, вода, огонь, воздух и эфир (пространство). Но Господь находится за пределами всех наших представлений. Он может явить Себя только по Своей сладкой воле. Он может посмотреть на нас взглядом божественной любви, и тогда в нашем сердце отразится Его красота, Его милость к нам.
У Господа есть вечная совершенная форма. Святые созерцают эту форму в своих сердцах. Изваяния божеств - это не просто выдуманная фигурка. Это истинный облик Господа, который раскрылся в сердцах совершенных личностей. Абсолют по Своей беспричинной милости предстает в форме божества, чтобы дать нам возможность совершать служение, обрести вечную связь с Ним.
Когда мы предстаем перед божествами, мы не должны думать, что смотрим на них. Они смотрят на нас. Даршан означает стать объектом созерцания. Быть такими, чтобы Он был рад нас увидеть. Предложить Богу на алтарь свое сердце, свои желания, чувства и амбиции. Все это должно быть предложено Ему. Тогда наше сердце пустым, подобно флейте, и Он наполнит нас трансцендентной мелодией флейты. Это и есть даршан. Господь явится в нашем сердце и откроет Свой истинный облик.