История Великой Отечественной войны знает немало славных лётчиков, однако немногие из тех, что начинали её в 1941 году, дожили до её окончания.
Встретить победу над Третьим Рейхом не было суждено и прославленном советскому асу, дважды Герою Советского Союза, генерал-лейтенанту авиации Кравченко Григорию Пантелеевичу. О его судьбе коротко и пойдет речь в данной статье.
Ранние годы пилота
Григорий Кравченко родился 29 сентября 1912 года в деревне Голубовка в Украине. Уже после окончания Гражданской войны в стране разразился страшный голод, работы не было, потому в 1923 года вся семья перебралась на комсомольские стройки в Курганской области.
Именно здесь парень и закончил среднюю школу рабочей молодёжи, попутно активно принимая участие в комсомольской жизни. Уже к 1930 году парень становится кандидатом в члены в ВКП(б).
После школы парень поступает в Пермский землеустроительный институт, который вскоре переводят в Москву. Уже в Москве Григория по плану призывают в ряды Красной Армии.
В армии
Будучи комсомольцем, Григорий имел преимущественное право поступления в военные учебные заведения. Уже в 1931 году парень поступает в 1-е военное училище летчиков, которое заканчивает в ускоренном режиме через год. С 1932 года работал инструктором во вновь созданном Качинском училище в Крыму.
Следует отметить, что инструкторами в СССР становились только лучшие выпускники. Небезосновательно считалось, что каждый такой пилот сможет подготовить десятку таких же.
Таланты молодого пилота оказались востребованными в испытательной авиации. С 1934 года Григорий Пантелеевич приступил к работе в 116-й эскадрилье особого назначения Научно-исследовательского института (НИИ) ВВС. Участвовал в испытаниях ряда опытных прототипов, в том числе самолета И-Z.
Предвоенные конфликты
В 1938 году Григорий Кравченков числе других лучших советских лётчиков был командирован в Китайскую Республику для оказания помощи в создании молодых ВВС китайского государства, а также для помощи в отражении агрессии японских милитаристов. За эту деятельность он получил звание Героя Советского Союза (указ о присвоении звания от 22 февраля 1939 года).
Уже в июне 1939 года летчик снова оказался на войне, приняв командование 220-м истребительным авиаполком, воевавшим с японцами на Халхин-Голе. Летчик успел сбить 3 японских самолета лично и 4 – в составе боевой группы. 29 августа 1939 года ему было присвоено звание дважды Героя СССР.
Таким образом, две «Золотых медали» он получил всего за 1 год. В том же 1939-м году летчик принял участие в Польском походе Красной Армии. Также принимал участие в Финской войне (1939-1940 гг.).
Великая Отечественная война
В Великой Отечественной войне Григорию Кравченко пришлось принять участие с первого дня. Уже 22 июня ему пришлось принять командование над 11-й смешанной авиадивизией Западного фронта – весь её старший командный состав был уничтожено в боях первого дня.
Новому командиру пришлось действовать в исключительно сложных условиях – большая часть техники была уничтожена, летчиков не хватало, оставшиеся самолеты были слишком разномастными – от истребителей И-16 до бомбардировщиков ТБ-3 из 1930-х гг.
К ноябрю 1941 года Григорий Пантелеевич уже командовал всеми ВВС 3-й армии Брянского фронта – именно ей удалось впервые в истории Великой Отечественной войны в тяжелейших условиях 1941-го года перейти в контрнаступление под Смоленском.
В 1942 году Кравченко командовал особой 8-й ударной авиационной группой, выполнявшей специальные задания во взаимодействии с другими родами войск – флотом, сухопутными силами, войсками специального назначения.
Гибель
К началу 1943 года Кравченко занимался формированием новой 215-й истребительной авиационной дивизии, получившей на вооружение новые самолёты Ла-5. 23 февраля нескольким лётчикам дивизии под командованием Григория Кравченко пришлось вступить в бой с немецкими истребителями, имеющими более чем двукратный численный перевес.
Григорию Пантелеевичу удалось в последнем бою сбить Fw.190, однако его самолёт был подбит BF.109, который, в свою очередь, был сбит советской зенитной установкой. Кравченко попытался дотянуть до аэродрома.
Ему удалось пересечь линию фронта, после чего он покинул самолёт с парашютом. Однако тот не раскрылся – вытяжной трос был перебит осколком снаряда. Лётчик упал и разбился в расположении советской артиллерийской части.