Сегодня мы посетим зал «Резных камней» Эрмитажа, который расположен на первом этаже здания Нового Эрмитажа, это знаменитое здание с Атлантами.
В этом зале расположена постоянная экспозиция античной глиптики.
Искусство глиптики – резьбы на цветных драгоценных и полудрагоценных минералах – является одним из древнейших в истории человечества.
Глиптика- это искусство нанесения на поверхность драгоценных и полудрагоценных камней с помощью резьбы различных изображений людей, животных.
Миниатюрные самоцветы с резными изображениями служили печатями, украшениями и амулетами.
Считается что этому виду искусства несколько тысячелетий.
Минералы для гемм брались самые разнообразные, но в основном брались камни твердых пород.
Резьба была очень трудоемким процессом.
Камни с углубленной резьбой назывались инталии.
Использовались они в качестве личных печатей для защиты своего имущества, документов, кладовых.
Очень долгое время геммы не носили в кольцах, в них просверливали вдоль отверстия, продевали шнурок или золотую душку.
В дальнейшем камень стали монтировать в золотую оправу так появился перстень с печаткой.
Очень скоро геммы стали предметами украшения, которые вставляли в браслеты, кулоны, брошки.
Позднее появились камеи, это камни с рельефной резьбой.
Начало коллекционированию гемм в России положила Екатерина II, благодаря чему сейчас музейное собрание резных камней по качеству и количеству является одним из крупнейших в мире.
Обновленная выставка на первом этаже Нового Эрмитажа включает около 1000 объектов, большая часть которых ранее находилась в хранилищах и не была представлена широкой публике.
Экспонаты расположены в хронологическом порядке, что позволяет проследить историю развития глиптики от крито-микенского периода середины II тысячелетия до н.э. до конца эпохи Римской Империи.
Античные геммы дополнены коллекциями слепков с резных камней, аналогиями и воспроизведениями в других материалах и предметах прикладного искусства, а также копиями и репликами работы мастеров Западной Европы и России для демонстрации многовекового интереса к произведениям глиптики.