Найти тему

Biodynamics versus Osteopathy. Петр Гава

Оглавление

Сегодня в нашем внутреннем школьном чате спонтанно развернулась дискуссия относительно того, чем в конце концов отличается БД от остеопатии, а также для чего и кому нужно понимать это различие. Мне стало интересно попробовать структурировать эту тему, и данный текст является следствием данной рефлексии.

Мне также кажется, что, в преддверие набора на новый обучающий курс в нашу школу, подобный текст мог бы послужить лучшей профессиональной ориентации будущих студентов, итак…

Петр Гава
Петр Гава

Начиная это небольшое размышление, мне бы сразу же хотелось оговориться как минимум относительно трех пунктов.

  1. Первый касается того факта, что я не являюсь профессиональным остеопатом, поэтому все соображения, высказанные мною в этом тексте, - это по сути взгляд на проблему человека, практикующего БД. Я отучился некоторое количество времени в остеопатической школе, по ряду причин ушел оттуда на ранних этапах обучения, у меня был клиентский опыт в остеопатической терапии, я прочел довольно много остеопатических книг и преподавал биодинамику людям, имеющим классическое остеопатическое образование, русское и зарубежное. Этот опыт, и особенно последний его пункт, как мне кажется, создали возможность понять, как остеопаты видят, мыслят и работают и дали мне вообще смелость высказываться по этому поводу.
  2. Во-вторых, создавая этот текст, я прекрасно осознаю уровень поляризованности темы, и мне бы точно не хотелось бы повышать температуру этой полемики. Есть темы, особенно касающиеся вопроса самоидентификации новых направлений и течений, которые крайне важны и для самих этих направлений, и для той материнской матрицы, из которой они изначально появились. Но как любой процесс сепарации, отделения и пересмотра границ подобные темы являются крайне болезненными для обеих сторон и часто соскальзывают в конфронтацию и взаимное принижение.
  3. Третий момент, который еще больше осложняет ситуацию, касается того факта, что древо остеопатии за 150 лет роста и развития, пустило такое количество разнонаправленных ветвей и побегов (одним из которых и стала биодинамика), что в настоящее время возникает вопрос - для кого проблема самоидентификации стоит острее - для биодинамики или самой остеопатии. И, вообще, существует ли в настоящее время единство остеопатии…?

В свете всех этих вопросов, мне бы хотелось провести демаркацию территории скорее со стороны биодинамика, то есть очертить её границы, не занимаясь описанием того, что происходит или чего нет на территории у соседей, мне кажется это будет и корректно, и продуктивно.

Итак, с чего начинается БД, и что является основной осью, вокруг которой она разворачивается в терапевтическом сеансе?

В моем понимании основной мета идеей и остеопатии и БД является концепция целостности человеческого организма и возможности его внутренней самокоррекции через эту целостность.

Однако декларация целостности на теоретическом уровне, чтобы не остаться просто красивым лозунгом, должна быть соотнесена с неким конкретным опытом внутри практики.

Что касается биодинамики, то она соотносит с этим концептом очень конкретный неконцептуальный опыт, который Ф. Силлз назвал холистическим сдвигом (holistic shift).

Холистический сдвиг – это, с одной стороны, условие возникновения биодинамической сессии, то есть точка А, с другой стороны, в виду того, что холистический сдвиг имеет свойство углубляться после каждого эпизода терапевтического разрешения, он по сути представляет собой и точку В, но на новом уровне.

Постоянная ориентация терапии на возможность выведения системы на все более глубокие холистические уровни (в этой статье не обсуждается, каким образом это происходит), работа с паттернами системы через прочувствованное переживание целостности и наличие в опыте самого терапевта знания о том, что такое системная целостность, являются основой биодинамической работы.

Чем больше я практикую, тем ярче мне открывается экзистенциальная бездонность глубины этого явления.

Холистический сдвиг – это и путеводная звезда и портал биодинамической терапии.

Путеводной звездой его можно назвать в том смысле, что он не дает терапевту потеряться в сложнейшем (хитро)-сплетении различных объединенных динамик системы Т-Кл.

Холистический сдвиг принципиально лишен какого-либо Эго-влияния, какой-либо возможности протащить в терапию некий «свой проект» (с обеих сторон диады Т-Кл), его суть настолько же объективна, как и законы физики. В каком-то смысле это и есть физика, энергетическая биофизика.

Для меня холистический сдвиг важен как явление, с которого начинается БД, но, возможно, он еще более важен в расследовании того, почему она не начинается: как будто после своего возникновения он позволяет поймать и работать с тем, что есть (про это чуть ниже, когда я дойду до врожденного (внутреннего) плана лечения ВПЛ), но до своего возникновения, он позволяет принципиально понять, что есть нечто, чего нет, а дальше поймать и работать с тем, чего нет.

Поразительно то, что в этой части возникает разворот на колоссальную территорию по работе с травмой и теми силами и энергиями, которые травма вышвыривает из тела и переносит на дальние орбиты очень тонких полей функций и в символическую плоскость психического.

В этой точке встречается тотально биологический подход к травме П. Левина и Юнгианство.

Система клиента может быть прекрасно компенсирована, проявлять достаточно хорошо работающую физиологию и к тому же иметь симптом, который никаким образом из этой физиологии не может быть выведен – потому что, то что есть - работает хорошо, проблема в том, что там существует паттерн отсутствия, и его невозможно увидеть, без подключения опыта Целостности и его актуализированного выражения в опыте, которое мы именуем Холистический Сдвиг.

Отсутствие холистического сдвига показывает нам (и я опять- таки не берусь здесь описывать как!) нечто, что можно назвать «пустые места» от потерянных чувств, качеств, энергий и движений системы, а его появление дает возможность увидеть те «актуальные места», в которые этот опыт (чувства, качества, энергии и движение) был перенесен.

Одной из основных профессиональных точек роста Терапевта является развитие некого особого органа восприятия качества целостности (на хороших уровнях, как мне видится, сравнимого с обонянием некоторых видов животных, способных улавливать предельно низкие концентрации значимого запаха, вплоть до от отдельных единичных молекул).

Обладая таким инструментом каждый микро- и макро- этап сессии, каждая вербальная и не вербальная интеракция, равно как и общий терапевтический план, даже очень долгой терапии соотносятся с глобальным вектором движения на приращение целостности, ибо потеря целостности – это метасимптом, а целостность – это и путь и цель.

Я убежден, что только опыт целостности дает возможность Терапевту отличать сущностные проявления Клиента от имитаций (компенсаций).

Петр Гава
Петр Гава

Когда что-то отсутствует, оно начинает либо имитироваться, либо компенсироваться, и во всякой зрелой терапии должен быть инструмент, позволяющий вскрывать это явление и через него находить потерянные части.

Употребив чуть выше слова «энергия» и «место» («место» могло бы послужить началом к очень длинному разговору о работе с пространством в биодинамике), мне бы хотелось порассуждать о следующем важнейшем аспекте биодинамики, который связан с определением того субстрата, на котором или с которым она работает.

Именно различие в том, с чем работает биодинамика, коренным образом выводит её из остеопатии.

Биодинамика работает с биодинамическими и психодинамическими «силами» (можно употребить слово энергиями), которые подверглись либо компрессии, либо вытеснению в результате шокового или кумулятивного, физического или психологического травматического опыта (от зачатия и по сей день).

Именно разрешение опыта на уровне сил представляет собой центральное событие биодинамической сессии, а дальнейшая тканевая реорганизация видится как следствие этого разрешения, даже если зачастую терапевт должен её качественно сопровождать, что подразумевает наличие развитых навыков работы с тканями.

Описав таким образом предмет работы биодинамики, мы имеем два глобальных типа поражения – это инерционный фулькрум (пойманная энергия, создающая дополнительную точку опоры для сомы или психики) и диссоциацию (поля отсутствующей физиологии или психики).

На самом деле между этими двумя состояниями нет столь четкого антагонизма (то, что предстает на одном уровне как отсутствие, может на другом уровне образовывать компрессию) - в каждом из них существует то место, в котором после разрушающего опыта хранится энергия: энергия, которая до травмы омывала и анимировала тело и психику и энергия самого травматического воздействия. Разница лишь в том, где находятся эти места.

Холистический сдвиг является необходимым условием для того, чтобы терапевт вообще мог выйти на тот уровень, где система начинает представать перед ним не как вещь, но как процесс, где слова «энергия», «резонанс», «активное пространство», становятся не просто модными дискурсивными неологизмами, а наиболее точными терминами описания опыта сессии и того, что в ней реально происходит.

В этой точке необходимо коснуться двух тем, которые занимают больше половины времени во всем процессе обучения биодинамике, ибо без тщательнейшей проработки и проживания на собственном опыте их мельчайших деталей и нюансов, никакая биодинамика в принципе не может даже возникнуть. Эти два аспекта – работа с вниманием и качество контакта.

Если очень коротко говорить про феномен внимания Терапевта, то кажется, что не будет сильным преувеличением сказать, что именно он и запускает биодинамическую сессию как явление.

Дефокусированное внимание терапевта, способное в своей расширенности не терять качество специфичности и опираться на прочувствованное переживание собственной телесности, создает нечто, что можно назвать «активным пространством», в котором возможно чувствовать энергетику, связанную с ней контекстную информацию и качественно отвечать на запросы разворачивающегося процесса.

Контакт в биодинамике теснейшим образом связан с качеством внимания и основан на нейрофизиологическом понимании понятия безопасности и угрозы как двух полярных состояний.

Биодинамика, как терапия, работающая с энергетикой, физиологией и психодинамикой полярности Травма – Здоровье, однозначно постулирует, что никакой терапевтический процесс не может иметь реального успеха, если он не основан на постоянно углубляющемся прочувствованном переживании безопасности, как базовой основы Здоровья.

Искусство построения такого типа контакта, при котором тончайшие бессознательные защиты клиента, не взламываются или обходятся каким-то хитрым способом, но обнаруживаются, проживаются и отменяются все на том же бессознательном уровне, как «больше не имеющие смысла», является организующей основой биодинамического подхода.

Как и в случае биодинамического внимания, искусство контакта вызревает весьма медленно и требует очень глубокой проработки внутреннего процесса самого терапевта, что создает еще один важнейший профессиональный императив, гораздо слабее звучащий в чисто остеопатической парадигме, - императив к постоянной собственной терапии.

Возвращаясь к введенному в начале этого текста понятию холистического сдвига, очень важно рассказать о реакции системы человека на его возникновение.

-3

Др. Беккер назвал этот ответ системы врожденным планом лечения (внутренним, то есть внутренне присущим самой системе, inherent).

Он заметил, что в тот момент, когда система клиента достигает некого минимального порогового уровня целостности (первичный холистический сдвиг), она перестает функционировать как трехмерная сумма фрагментированных частей, у нее как будто возникает метауровень в виде флюида и активно работающего пространства вокруг, и внутри этой многомерной реальности система сама может обнаруживать терапевтические приоритеты.

Др Беккер говорил, и мой практический опыт это полностью подтверждает, что система, переходя в описанную выше многомерность, способна начать предъявлять терапевту активные паттерны, готовые к работе и создавать наилучшую последовательность, в которой они могут быть разрешены.

Это выглядит как резкое повышение уровня IQ системы, выраженное в способности строить терапевтический план изнутри, основываясь на доступных ресурсах и дополнительных возможностях, которые привносит фигура Терапевта.

В конце концов найти паттерн представляет собой только первый, и, как мне кажется, самый простой шаг в терапии, гораздо более сложный вопрос, где взять энергию для его разрешения, как перевести «холодный паттерн» в «паттерн готовый к работе»?

Эти вопросы далеко не столь риторические: то, за счет чего мы производим коррекцию паттерна тотально определяет его приживаемость.

Основной вопрос терапии – это не «постановка на место», а возможность системы принять эту постановку. Биодинамика работает только с готовыми к работе паттернами, а «готовность к работе» является функцией врожденного плана лечения, который поставляет в работу паттерн вместе с источником энергии для ее разрешения, терапевтическая сила приходит не от терапевта, а изнутри.

В моем понимании центрированность биодинамики относительно холистического сдвига и возможности возникновения после него врожденного плана лечения, представляют собой совершенно уникальные терапевтические модальности, определяющие её лицо. Поразительным открытием для меня стало то, что все изложенные выше принципы прекрасно ложатся не только на работу с физиологией физического тела, но и на психодинамику, более того, чем больше я практикую, тем неразрывнее видится мне единый континуум человеческой системы.

Заканчивая этот небольшой обзор,

я хотел бы упомянуть некое качество, которое как будто целиком пропитывает всю биодинамику, это даже не ось её вращения, это её суть, её душа.

В английском языке это качество звучит как Stillness, что может быть переведено на русский словами покой и неподвижность.

Речь идет о том, что в тот момент, когда мы начинаем переживать собственную целостность, целостность системы Другого, целостность настоящего момента и самого акта бытия, в этот самый момент внутри этого актуализированного Настоящего возникает переживание некой основы: безмолвной, тотальной, пропитывающей все и вся, и именно в ней и через нее случается сущностное разрешение.

Это река забвения, в которой самый непереносимый, самый тяжелый опыт могут быть стерты.

Именно через контакт с ней изначальное Здоровье может быть вновь обретено. The Health can never be lost – эта надпись украшает врата в мир биодинамики.

Петр Гава

Петр Гава
Петр Гава

Этот текст является собственностью «Северо-Западной Школы Биодинамики и Контактно-Резонансных Процессов». Если у вас возникнет необходимость ссылаться на эту статью или использовать ее текст полностью или частично, пожалуйста, указывайте ссылку на правообладателя https://vk.com/biodynamic_spb , спасибо