В самом начале Петербурга Аничков мост находился на самой границе города. Рядом с ним стояла гауптвахта со стражей города. Стражники осматривали повозки и следили за всеми приходящими в город, чтобы в столицу не прошли «подозрительные люди». Тогда мост был деревянным, но уже носил привычное название.
В 1713 году по приказу Петра I командир адмиралтейского «работного батальона» М. О. Аничков возвел мост в створе современной Итальянской улицы. Первый мост через Фонтанку был деревянным, быстро испортился, и вскоре его пришлось переделывать. Следующий вариант Аничкова моста построили на Большой Першпективной дороге (Невском проспекте) и сделали подъемным, чтобы по реке проходили корабли с высокими мачтами.
Когда Санкт-Петербург снова стал столицей России (1732 г), именно через Аничков мост въехала в город Анна Иоанновна. Ради торжественной встречи соорудили триумфальные ворота с семнадцатью статуями, картинами на исторические темы и приветственными надписями. Ворота стояли около двадцати лет, пока не обветшали, с картин не смылась краска, а статуи покрыли трещины. Сам мост меж тем поддерживали в порядке. Его постоянно ремонтировали, укрепляли сваи, а в 1780-х и вовсе радикально перестроили и украсили четырьмя гранитными башнями. Немного напоминает современный мост им Ломоносова.
Между гранитными башнями прогуливались в основном простолюдины. Рядовые жители столицы искали здесь поденную работу, вели неспешные разговоры, наблюдали за проплывающими баржами. Меж тем Невский проспект расширялся, движение становилось все оживленнее. На старом узком Аничковом мосту собирались пробки из карет и повозок извозчиков.
В 1838 году мост закрыли и начали расширять в соответствии с масштабом проспекта. После этой реконструкции на мосту появились красивые литые перила. Часто автором узора называют Александра Брюллова, но это ошибочно. Перила выполнены по рисункам Карла Фридриха Шинкеля, автора перил моста через Купферграбен, рукава реки Шпрее в центре Берлина. Так что перила Аничкова моста — копия.
В 1841 году Аничков мосты украсили первые конные изваяния авторства Петра Клодта. Созданные скульптором гипсовые изваяния «Конь с водничим» высоко оценила Академия художеств. Клодт лично отлили изваяния в бронзе, каждую из конных групп в двух экземплярах. Копии скульптур отправили в качестве подарка в Берлин, где их установили перед королевским дворцом. Спустя некоторое время «Коней с водничим» забрали с петербургского моста и снова использовали как дипломатический подарок. На этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Так кони Клодта оказались в Неаполе.
Для опустевшего Аничкова моста Клодт изваял две новые композиции. По замыслу скульптора, они показывают последовательные фазы обуздания дикого коня. Первая группа изображает поднявшегося на дыбы животное и поверженного человека; вторая — поднявшегося юношу, который удерживает рвущегося вперед зверя. На третьей группе юноша уже поднялся с колен и удерживает коня, а на четвертой конь покорно стоит рядом с водничим. В скульптурах важны детали. Кони, обращенные к Адмиралтейству покрыты попонами, у четвертого коня (у дома 29/66) удила во рту как символ покорности.
В 1941 году конные группы сняли с пьедесталов и закопали в саду Аничкова дворца. Эта мера спасла изваяния: 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба разорвалась на мосту. Взрывная волна смыла в Фонтанку чугунную решетку ограды, осколки повредили гранитные постаменты. Сколы на граните остались до сих пор. Но поврежденная ограда была отлита заново, а кони вернулись на свои места.
Автор: Анастасия Котельникова, собрала коллекцию книг о Петербурге и заглянула во все открытые дворы-колодцы.
Подписывайтесь на канал «Открытый город», ставьте лайк, приходите на наши бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу!