Найти тему

Развитие России в изоляции: стратегия победителя или путь в никуда

Оглавление

Страны Запада стремятся ограничить развитие России с помощью санкций. Российские власти не унывают и полагаются на очередную стратегию импортозамещения. Но мало кто говорит публично о том, что в мире глобализации замещать придется слишком много технологий. Так возможен ли особый путь самурайской экономики РФ?

Источник: https://unsplash.com
Источник: https://unsplash.com

Провал импортозамещения в 2014

Многие представители бизнеса, да и население скептически относятся к стратегии импортозамещения. И небезосновательно: в 2014 г. после введения санкций в России анонсировали полномасштабную стратегию импортозамещения. Планы были по истине амбициозные: сокращение импортных комплектующих должно было составить в отдельных отраслях с 90% до менее, чем 33%. По итогу, в 2019 г. импортозамещение было объявлено провальным, а затем и в 2022 г., когда стало ясно, что без импортных комплектующих производство автомобилей, СПГ или нефтехимии невозможно.

Планы импортозамещения в 2014 г.
Планы импортозамещения в 2014 г.

Краеугольным камнем импортозамещения является отсутствие ключевых технологий, без которых невозможно производство конечного продукта. Например, производство автомобиля невозможно без иностранных полупроводников или электронных блоков управления. И даже, если все оставшиеся части отечественные, современный автомобиль произвести невозможно (коим Лада Гранта без ABS и подушек безопасности точно не является). На практике, большинство программ ограничилось переклеиванием этикетки страны-производителя с "Китай" на "Россия". Обратим внимание, что в 2014 г. импортозамещение рассматривалось не только, как инструмент защиты экономики, но и как промежуточный этап перехода к экспортной экономике (и снижения доли сырьевого экспорта).

Импортозамещение 2022 г.

Ситуация в 2022 г. в корне отличается от 2014 г. Важным условиям для благополучного импортозамещения является наличие рынка сбыта. В противном случае, ни у одной страны не хватит средств, чтобы передовые технологии развивались за счет государства. Причем рынок сбыта должен состоять из ряда развитых стран, а не только из внутренней экономики (и Китай - не исключение)

Если мы говорим о современном технологическом развитии, можно выделить пять технологий, за которые в настоящее время идет борьба: искусственный интеллект, облачные вычисления, полупроводники, 5G и мобильные технологии, квантовые технологии. За эти пять технологий конкурируют лишь две страны: США и Китай. Даже ЕС признает, что вряд ли в ближайшее время сможет догнать лидеров.

Кстати, именно поэтому США ввел санкции на китайский техногигант Huawei в 2019 г. Прогресс Китая в области 5G заставляет США прибегать к нерыночной конкуренции. Что понятно, ведь на кону без преувеличения мировое лидерство и триллионы долларов.

Возвращаясь к разговору о рынке сбыта, приведенные выше технологии могут использоваться повсеместно в большинстве отраслей. Поэтому размер инвестиций соответствующий. Так, капиталовложения в производство полупроводников в 2021 г. составили $153 млрд. При этом, более половины рынка занимают американские компании Qualcomm, Intel, Broadcom и др. (но производятся, в основном, на мощностях Тайваньской TSMC).

Капитальные вложения в производство полупроводников в мире
Капитальные вложения в производство полупроводников в мире

Очевидно, что Россия при всем желании не сможет инвестировать даже приблизительные суммы в производство инновационных технологий. Во-первых, нет денег и компетенций. Во-вторых, нет рынка сбыта, поскольку технологии российского производства в условиях санкций вряд-ли кто-то будет покупать, кроме Ирана и Афганистана. Что делать - рассказываем далее

Нет цели, только путь

Когда мы разобрались с тем, что Россия не сможет играть "на опережение" с США и Китаем, стремясь занять мировое лидерство в инновациях, возникает вопрос: как быть? Для начала надо оговориться, что в современном мире полной изоляции не существует. Даже многострадальный Иран продает нефть Китаю через посредников (разумеется, неофициально). Поэтому о полной изоляции России, которая готова предлагать практически все первичные ресурсы по заниженным ценам, можно забыть.

Полная изоляция нас ждет максимум от стран G7 и ЕС. Что касается остальных стран: Китая, Индии, Африки и Южной Америки - вопрос цены нашего сырьевого экспорта. И эту цену мы должны предлагать, иначе про опережающее развитие экономики можно забыть.

Это не значит, что импортозамещение в принципе не применимо в России. Необходимо сосредоточиться на существующих проблемах: авиастроении, нефтегазовом оборудовании и машиностроении - том, что здесь и сейчас позволит продолжать зарабатывать деньги. Пожалуй, что при должном подходе Россия сможет на горизонте 10 лет выдать достойный результат.

"Экономическое чудо" Тайваня или Сингапура нам, увы, уже не повторить. В начале пути страны привлекали капитал всеми доступными способами, не обращая внимание на его происхождение. В результате "накачивания" денег в экономику, в т.ч. за счет кредитов США, азиатское чудо сотворилось. В России же привлечение капитала и специалистов стало задачей "не из легких" после финансовых санкций.

Параллельно государство активно стимулирует развитие IT-отрасли, что также является верным решением. Причем сектор IT должен замещать насущные технологии, а не ударяться в развитие ИИ. В первую очередь, речь идет о программном обеспечении типа SAP, Oracle. А взамен на нефть и газ с дисконтом Китай может любезно предоставить последние технологии 5G и полупроводники. Не самый плохой вариант.

Автор: Михаил Журавлев, эксперт экономического департамента ИЭФ

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал