О художнике Адриене Коорте (Adriaen Coorte) осталось лишь одно письменное напоминание. Даже в нем фамилия искажена (Корд), а сам документ свидетельствует о штрафе в один фламандский фунт за продажу картины. Коорт не был на тот момент официально принят в Мидделбургскую гильдию Святого Луки.
Самая ранняя подписанная картина Коорта относится к 1683 году, а последняя датирована 1707 годом.
Сохранилось около 100 его небольших, мистически прекрасных натюрмортов на темном фоне. Несмотря на приписываемое влияние на его творчество Питера Класа и Виллема Хеде, у Коорта совершенно отчетливый собственный стиль. Например, его выбор предметов – местных и по сезону, а не экзотических фруктов и овощей. Часто это спаржа, клубника, крыжовник, персики и абрикосы.
И невесомая бабочка.
Я вспомнила про художника, когда начала перечитывать «Щегла» Донны Тартт. Посмотрите и вы на одну из картин и прочитайте ее описание из книги. Волшебно!
– Этот мне тоже нравится, – прошептала мама, подойдя ко мне – я стоял возле маленького и особенно привязчивого натюрморта: на темном фоне белая бабочка порхает над каким-то красным фруктом. Фон – насыщенный шоколадно-черный – излучал затейливое тепло, отдававшее набитыми кладовыми и историей, ходом времени.
– Уж они умели дожать эту грань, голландские художники – как спелость переходит в гниль. Фрукт идеален, но это ненадолго, он вот-вот испортится. Особенно здесь, видишь, – сказала она, протянув руку у меня из-за плеча, чтобы прочертить форму в воздухе, – вот этот переход – бабочка. – Подкрылье было таким пыльцеватым, хрупким, что, казалось, коснись она его и цвет смажется. – Как красиво он это сыграл. Покой с дрожью движения.
– Долго он это рисовал?
– Ну, голландцы микроскоп изобрели, – сказала она. – Они были ювелирами, шлифовщиками линз. Они хотели, чтобы все было подробнее некуда, потому что даже самые крошечные вещи что-нибудь да значат. Когда видишь мух или насекомых в натюрмортах, увядший лепесток, черную точку на яблоке – это означает, что художник передает тебе тайное послание. Он говорит тебе, что живое длится недолго, что все – временно. Смерть при жизни. Поэтому-то их называют natures mortes. За всей красотой и цветением, может, этого и не углядишь поначалу, маленького пятнышка гнили. Но стоит приглядеться – и вот оно.
Я наклонился, чтобы прочесть набранную неброскими буквами табличку на стене, из которой я узнал, что художник – Адриен Коорт, даты рождения и смерти не установлены – при жизни был неизвестен, а его работы получили признание только в 1950-х годах.
Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Adriaen_Coorte_-_Three_Medlars_with_a_Butterfly_-_WGA05210.jpg
Адриен Коорт. Три плода мушмулы и бабочка. Бумага, прикрепленная к деревянной панели, масло. 27 х 20 см. Около 1705 года.
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.