Борис Викторович Савинков – один из самых политически многоликих деятелей начала двадцатого столетия. Потомственный дворянин, он по-своему любил родину, безо всякого чванства, когда это было необходимо, став даже обычным рядовым пехотинцем.
Начало деятельности
После окончания гимназии, Борис Савинков, будучи студентом Петербургского университета, принял участие в беспорядках, за чтобы отчислен и взят под надзор полиции. Первоначально исповедовавший «мягкий марксизм», после очередного ареста и ссылки, Савинков изменил свои взгляды, примкнув к социалистам-революционерам.
А затем Борис Викторович был уже заместителем Боевой организации эсеров. Именно он планировал операции по устранению министра внутренних дел Плеве и Великого Князя Сергея Александровича. По некоторым данным, в общей сложности организовал не менее тридцати террористических актов.
То отказываясь от террора, то вновь воссоздавая после роспуска Боевую организации эсеров, Савинков, в конце концов, окончательно решив порвать с боевыми акциями, уехал за границу, где и проживал вплоть до событий 1917 года. Правда, с началом Второй Мировой Савинков добровольно вступил во Французскую армию и призывал своих коллег по партии выступить единым фронтом против немцев.
После февральской революции Борис Викторович вернулся в Россию, в скором времени став заместителем военного министра революционной России и попав в десятку самых влиятельных людей того времени. Савинков принимал активное участие в подготовке Корниловского мятежа, считая, что необходимо ввести военную диктатуру, навести порядок в армии и в тылу, и начать строить новое государство.
Однако Керенский, глава Временного правительства, совершил, возможно ту самую ошибку, которая изменила весь ход российской истории. Узнав о подготовке мятежа, он обратился за помощью к большевикам. Вот что об этом писал Гиппиус:
Предчувствуя потерю власти, Керенский пошел на союз с большевиками для мобилизации всех революционных сил на разгром мятежных войск. Союз с большевиками стал роковой ошибкой премьера. Поняв, что карты Корнилова биты, Савинков добивается своего назначения петроградским военным губернатором и командующим обороной столицы от войск мятежников.
Этим Борис Савинков и отличался – способностью предвидеть события. Правда, в случае подавления Корниловского мятежа это была «Пиррова» победа.
Дальнейший путь Бориса Викторовича был достаточно трагичен
После Октябрьской революции он некоторое время организовывал войска в составе Белого движения, а затем вернулся в большевистскую Москву, создав «Союз защиты родины и свободы».
Ячейки союза были даже среди самых преданных Ленину латышских стрелков. Целью организации было уничтожение большевистской верхушки. Однако органами ЧК «Союз защиты родины и свободы» был вскрыт и уничтожена, сам же Савинков поднял с оставшимися сторонниками восстания в Ярославле и Рыбинске, которые в скором времени также были подавлены.
После этого, успев бежать. Савинков записался рядовым в армию генерала Каппеля, затем оказался в Сибири. Именно его считают автором переворота, в ходе которого к власти пришел адмирал Колчак.
Как опытный переговорщик, Борис Викторович ездил по Европе, собирая деньги для финансирования белого движения, а когда оно было фактически разгромлено, Савинков обосновался в Польше. С началом советско-польской войны организовал Русскую Народную армию, которая действовала совместно с польской.
Затем, после Рижского мирного договора, Савинков начал готовить в России крестьянское восстание. Доказывая европейским «спонсорам» правильность идеи, Борис Викторович убеждал, что только упор на крестьян позволит вновь всколыхнуть Россию и свергнуть власть большевиков.
Созданный им «Народный Союз защиты родины и свободы» получил достаточно неплохое финансирование от французов, поляков и англичан. В Россию были отправлены около двухсот агентов, а затем – около двадцати пяти диверсионных групп.
Однако начатые в августе 1921 года террористические акты и убийства коммунистов не смогли поднять крестьянство, которое уже просто хотело просто спокойной жизни. В итоге все заброшенные агенты и группы были либо уничтожены, либо арестованы, а Советское правительство начало операцию по доставке Савинкова, прозванного «генералом террора», в Россию.
Для этого был создана якобы подпольная организация «Либеральные демократы», представитель которой вышел с Савинковым на контакт и предложил возглавить новое восстание. Поддавшись на уловку, Савинков нелегально перешел границу, и был арестован в Минске. Почему боялось Савинкова советское правительство, да и сам Сталин? Возможно, дело в международном авторитете «генерала террора», ведь даже Черчилль говорил, что Савинков:
«сочетал в себе «мудрость государственного деятеля, качества полководца, отвагу героя и стойкость мученика»»
После суда приговоренный к смерти Савинков был помилован, получив всего лишь 10 лет заключения. А 8 мая 1925 года он якобы, по официальной версии, выпрыгнул из окна. Правда эту версию опроверг бывший министр госбезопасности Игнатьев, напомнивший слова Сталина:
Забыли, как Ленин приказал Каплан расстрелять? А Дзержинский велел выбросить Савинкова из окна?
Как бы то ни было, со смертью Савинкова эпоха организованного антисоветского террора фактически закончилась.