Найти тему

Гуманитарный метод: как возникает философия

Что такое философия, наука так и не определилась, так что здесь свобода полная и любое определение имеет право на существование. Главное, что остается неясным — это место философии в системе знаний.

То философию надвигают на место науки, и становится неясно, где начинается одно и заканчивается другое. То философию отодвигают от науки так далеко, что связи с наукой вообще не просматриваются.

Поэтому если я определю место философии таким образом, что она никому мешать не будет и будет задана однозначно, то это определение будет бесспорным, а, значит, станет каноническим. Продолжим с чего начали в прошлой статье.

Цель «осознать, что я сделал», что теперь наблюдаю субъективное явление имеет всеобщее приложение. Например, физик проводя эксперимент, обнаруживает интересный эффект. Может ли он показать этот эффект кому-то другому? Нет. Потому что он его только наблюдает, но не воспроизводит. Если бы он его воспроизвел, тогда бы это значило, что он знает, что сделал и поэтому может объяснить другим и продемонстрировать. А раз так, обнаруженный ученым эффект наблюдаем им и только им. Поэтому этот эффект - субъективное явление, которое он наблюдает с одной только целью: осознать, что сделал.

Пытаясь добиться устойчивого воспроизведения эффекта, ученый может осознать, что он сделал. И осознанно для самого себя выработать инструкцию по вызыванию эффекта. Эта инструкция - есть, по сути, генезис явления, а осмысление генезиса явления — это философия явления. На этом работа гуманитарного метода закончена.

Суммируя все, что было написано ранее, в сводном виде метод выработки философии субъективного явления сводится к следующему.

Субъективными называются явления, наблюдаемые одним и только одним субъектом.

К субъективному явлению можно поставить ряд вопросов и сделать из ответов выводы.

Кто наблюдает субъективное явление? Я. Вывод:

Я – наблюдатель субъективных явлений.

Когда я наблюдаю субъективные явления? Когда я в сознании. Вывод:

сознание – состояние наблюдения субъективных явлений.

Какова цель наблюдения субъективного явления? Осознать, что я сделал.

Что является результатом осознания? Философия субъективного явления.

Последнее обобщается в принцип субъективности:

любая философия – это философия субъективного явления.

Принцип в частности означает, что разработать философию некоторого явления может тот и только тот, кто непосредственно это явление наблюдает. Вещь, в общем-то, самоочевидная, однако ей мало кто следует. Например, некоторые философы строят философии русской жизни, практически в России не живя, или не живя русской жизнью. А на бытовом уровне кто только не специалист в болезнях, этими болезнями не страдающий.

В завершении укажу на принципиальное различие философии и науки. Цель наблюдения субъективного явления (осознать, что я сделал) непосредственно определяет сферу действия гуманитарного метода – осознание. В отличие от научного метода, сфера которого – познание.

На этом разработка определения гуманитарного метода завершена.

Сергей Дегтярев

Начало здесь

Гуманитарное определение теории