Наука оперирует научным методом, который опирается на принцип объективности. Попытка найти однозначное определение и первого, и второго заканчивается только одним выводом: сколько ученых, столько научных методов и принципов объективности. На словах в некоторой группе может быть консенсус, на деле же каждая новая теория выносится автором со своей претензией трактовать объективность и научность.
С точки зрения гуманитарного метода эта ситуация определяется так: ни научный метод, ни принцип объективности не являются субъективными явлениями социальной группы «ученые». У каждого свое. Это означает, что у ученых нет единого осознания научного. Отсюда вопрос: чего не осознает сообщество ученых, не каждый в отдельности, а именно сообщество? Ответ: сообщество ученых не осознает существование принципа субъективности — любая философия есть философия субъективного явления. Поэтому в науке не определено различие философии и теории. Теорией обычно называют что угодно, а философией что-нибудь непрактичное.
Я буду считать теорией учение, в котором однозначно определены предмет и метод.
Например, предметом зоологии является животный мир, а методом — методы зоологических исследований.
Предмет же экономики, например, до сих пор в науке не определен, поэтому все экономические «теории» - это философии, кто во что горазд. Этот тезис подтверждается фактом, что время от времени появляются теории о невозможности экономической теории, например, институционализм. Вопреки этому мейнстриму в моей теории совершенной экономики предмет определен — это запасы, а метод — исследование способов образования и исчерпания запасов.
Также относятся к философиям «теории» этногенеза. Единственная действительно теория этногенеза — это моя, для которой определен предмет — сообщества вместе проживающих не родственников и метод исследования ответов на вопрос «почему мы, не родственники, живем вместе».
Общим признаком притязания философии на теорию является так называемая междисциплинарность «теории».
Итак, философия, осмыслившая «осознание, что я сделал» как предмет и метод, называется субъективной теорией.
Сергей Дегтярев