Отечественную войну 1812 года мы всегда привыкли видеть исключительно как нашествие Наполеона на Россию. То есть по схеме супостат наступает, а мы держим оборону.
Так оно, конечно, и было в реальности, но следует помнить, что изначально на эту войну планы у нас строились наступательные в первую очередь. А оборонительные же были «на всякий пожарный», причём, когда дело дошло до обороны, выяснилось, что с планами не всё хорошо и почему-то они не выполняются. Вам это ничего не напоминает?
Я уже не раз писал, что в 1812 году планировалось наступление армий под командованием Барклай де Толли и Багратиона в Польшу и Пруссию, что в Шведской Померании собирались высаживать русско-шведский десант, в котором участвовать должен был наш корпус под командованием Штейнгеля.
И ничего в этом не должно быть удивительным, предки наши правило «бить врага на его территории» усвоили очень давно. С Наполеоном воевали ведь много лет, и только в 1812 году война шла на нашей территории.
Самым же неизвестным из всего этого громадья планом был тот, что предназначалось нашим войскам на юге.
Что обычно пишут про тот ТВД? В 1812 году был заключен мир. После того, как в году 1811 наше Молдавская армия под командованием Кутузова турок разбила. Потом вместо Кутузова назначили адмирала (?) Чичагова, армию переименовали в Дунайскую. И после вторжения Наполеона армия Чичагова отправилась воевать с супостатом на Украину, а затем и далее.
И здесь практически всегда забывают важный момент. Армию ведь не случайно переименовали из Молдавской в Дунайскую (кстати, в некоторых документах она именуется Задунайской), это не пустая формальность. Армии и отдельные корпус тогда именовали по месту, где предстояло воевать или дислоцироваться. Пока армия била турок в Молдавии она так и называлась. А дальше? Не с Наполеоном же воевать на Дунае (а точнее за ним) собирались? Ан нет, как раз именно с Наполеоном и собирались. Казалось бы, где Бессарабия и штаб Чичагова, а где Наполеон?
Но всё не так просто.
У Бутурлина в его труде «История нашествия императора Наполеона на Россию в 1812-м году, есть строки (стр. 130 или 124 в зависимости от издания), на которые мало кто обращал внимание:
Миръ, въ Апрѣлѣ мѣсяцѣ заключенный съ Портою Оттоманскою, позволялѣ еще располагать Молдавскою армiею, состоявшею изъ 72 баталiоновъ, 80 эскадроновъ, 17 ротъ артиллерiи и 14 козачьихъ полковъ, въ коихъ, кромѣ козаковъ, считалось болѣе 50,000 человѣкъ. Предводительство надъ сею армiей, назначенною для вторженiя въ Италiю, чрезъ Сербiю, Боснiю и Кроацiю, вверено было Адмиралу Чичагову.
Ну прямо суворовские замыслы у предков, тем более, что именно ведь Суворов в Италии начинал нашу войну с Наполеоном.
Есть и другие упоминания об этом походе, причём указывается, что был расчёт на помощь славянских народов, коих предполагалось освобождать. Тут стоит обратить внимание, что если Хорватию Наполеон отнял у Австрии присоединил к своей империи, то Босния и Сербия находились под властью Османской империи, с которой был заключен недавно мир. Причём в тот момент проходило восстание сербов. Как не крути, а получается, что какие-то славянские территории из-под власти турок тоже планировалось освободить. Или мне только кажется?
Конечно, планы, тем более не осуществлённые — это ещё бабушка надвое сказала. Да и мало ли планов военных строится на всякий случай.
Однако, это был не просто план на бумаге. Тем более, что кроме описаний историков, можно найти очень интересный документ, который называется «Журналъ военныхъ дѣйствiй, прежде бывшей Дунайской армiи, а послѣ переименованной въ 3-ю Западную, подъ предводительствомъ адм. Чичагова, а наконецъ ген. Барклая де-Толли въ 1812 г.». Я лично к журналам боевых действий отношусь с гораздо бо́льшим уважением, чем к трудам самых именитых и титулованных историков.
Так вот в этом журнале есть такие строки:
Въ iюнѣ мѣсяцѣ видно было, что главнокомандующiй адм. Чичаговъ имѣлъ намѣренiе предпринять съ сею армiею важнѣйшiй походъ чрезъ Сербiю, Боснiю, Кроацiю въ Италiю и далѣе, и на сей предметъ посланъ уже былъ г.-м. гр. Оруркъ съ Волынскимъ улан., Тверскимъ драг. (?) и пѣх. полкомъ, находившимся въ Сербiи, который уже и доходилъ почти до границъ Боснi, но первыхъ чиселъ iюля повелѣлѣ оному воротиться и обратилъ вниманiе на предѣлы своего отечества, въ которое многими стами тысячъ Императоръ французовъ вошелъ, нанося ужасъ и раззоренiе.
О том, что наш небольшой отряд находился в Сербии можно прочитать в любом полном расписании русской армии в 1812 году. Но я всегда думал, что он там оказался для помощи восставшим сербам.
Что интересно, везде начальником отряда этого назван генерал-майор Н.И.Лидерс (иногда называют его Линдефорс). В составе отряда Нейшлотский пехотный, 27-й и 43-й егерские полки из 16-й пехотной, Волынский уланский полк из 6-й кавалерийской дивизий, Донские казачьи Киреева 3-го и Турчанинова полки, 30-я легкая и 18-я конная артиллерийские роты.
Про упоминаемый Тверской драгунский полк из 5-й кавалерийской дивизии есть сомнения. Про его присутствие в Сербии нигде не сказано. Вроде находится он должен был далековато, в Обсервационной армии Тормасова на Волыни. Стоит уточнить, но я сейчас это делать не буду, не суть.
Интереснее обратить внимание на то, кто командовал. Упомянутый в журнале боевых действий генерал-майор граф Иосиф Корнилович Орурк (он же Joseph Cornelius O'Rourke), происходил из старинного ирландского графского рода. Отец его перешёл на русскую службу ещё в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Мать же — урождённая графиня Стюарт. В его биографии можно прочитать, что:
В 1812 году Орурку поручено было действовать на границах Боснии, и с этой целью ему подчинён был отряд, состоявший из 3-х пехотных русских полков, 15-ти эскадронов русской кавалерии и двенадцати тысяч сербских войск.
Был он, кстати, шефом Волынского уланского полка.
Что касается генерала Николая Ивановича Лидерса (он из прусских дворян, интересно, что даже в немецкой генеалогии рода он указан как Nikolaj Iwanowitsch von Lüders), то про него известно крайне мало, хотя есть такое интересное упоминание:
С 7.10.1810 комендант Хотина, с 25 октября того же года командир Хотинского гарнизонного батальона.
30.8.1812 по приказу адм. П. В. Чичагова выступил во главе двух прибывших из Сербии отдельных отрядов (всего 3,5 тысячи человек), составивших авангард Дунайской армии, был послан очистить приграничные районы Волынской губернии от польских и австрийских войск…
Можно предположить, что изначально отрядом в Сербии командовал Орурк, а уже по прибытии войск из Сербии отряд возглавил генерал Лидерс, поскольку Орурк получил другое назначение.
Итак, думаю можно с большой долей уверенности говорить о том, что походу Дунайской (или Задунайской) армии адмирала Чичагова через Балканы в Италию (и далее!) можно считать начавшимся.
Как я уже обратил внимание, сразу бросается в глаза, что поход этот подразумевает движение наших войск через территории, подконтрольные Османской империей.
Вот карта, чтобы лучше было видно:
Как это восприняли бы турки я сказать не могу, но, согласитесь, что это все шансы на новую войну. И ладно ещё территория Сербии, где в это время было восстание, но далее, в Боснии? На поддержку от местного населения русские войска рассчитывать могли, но возможное сопротивление турецкой армии вызывает вопросы. Пусть Османская империя только что понесла огромные потери в войне, но и Чичагов имел в своём распоряжении не так много войск для столь дальнего похода.
Ещё один интересный момент заключался в том, что на правом фланге у наших войск территория Австрийской империи. На тот момент Австрия формальный союзник Наполеона, но при этом же есть негласная информация, что австрийские войска будут всячески избегать столкновения с русской армией. И всем, включая Наполеона ясно, что Австрия союзник липовый и при первом же удобном случае снова превратиться во врага.
И очень интересно, что будет, когда русская армия войдёт в Хорватию — бывшие владения Габсбургов, а в 1812 году ставшая Иллирийскими провинциями французской империи. Станет ли сей факт «удобным случаем» для австрийцев? Где уверенность, что освобождённые от французов земли потом вернуться австрийской короне?
К сожалению, этот поход русской армии так и не состоялся. Поэтому теперь о его результатах могут гадать лишь на форумах альтернативной истории. А это уже совсем другое. Впрочем, было бы, наверное, интересно выслушать ваше мнение.
Напомню состав Дунайской армии к лету 1812 года: 8-я, 10-я, 16-я и 22-я пехотные, 6-я и 7-я кавалерийские дивизии, 7-я и 8-я резервные артиллерийские бригады, минёрная, две пионерных и две понтонных роты, 14 казачьих полков. На 5-е июля — 14 122 человека в кавалерии и 35407 в пехоте, а всего 53340 человек и 202 орудия. Некомплект по строевым составлял более 12 тысяч человек. При этом, хотя все пехотные полки были в три батальона, но уходя в поход двенадцать батальонов разных полков (по три от дивизии) оставались в Бессарабии, прикрывать границу.
Вот, собственно и всё, что хотел сказать по этой теме.
Рекомендую также мою статью:
«Второй фронт» для Наполеона