Прошлая неделя поставила новую отсечку в истории противостояния между покупателями и производителями нефти и других углеводородов.
На этот раз страны G7 согласовали договоренности по установлению предельной цены на нефть и нефтепродукты из России, упомянув перспективу установления аналогичного ценового «потолка» для покупок российского газа. Это обстоятельство пока не вызвало ажиотажа, если не считать пикировки заявлениями российских и европейских чиновников, а также последовавший за плановой остановкой «Северного потока» отказ от его перезапуска по техническим причинам.
Баррель Brent на фоне происходящих событий продемонстрировал умеренную волатильность в интервале $92.5-95.0, остановившись к началу текущей недели у верхней планки диапазона. Баррель Urals, вопреки ожиданиям роста ценового давления, показывает уверенное восстановление цен – дисконт против марки Brent, по данным сайта Neste.com, сократился до $20/барр.
С чем может быть связана подобная динамика сырьевых котировок?
Во-первых, соглашение стран G7 и распространение его влияния на страны еврозоны выглядит как половинчатая мера. Подобное соглашение не имеет статуса наднационального закона, поэтому процесс согласования и распространения на больший круг стран может быть крайне затруднен.
Иными словами, присоединение стран азиатского региона (в первую очередь, Китая и Индии) пока просматривается с трудом, что означает интенсификацию переключения поставок российских углеводородов в этом направлении к началу действия антироссийских санкций на рынке ЕС (приостановка покупки нефти с 5 декабря, нефтепродуктов с 5 февраля).
Во-вторых, механизмы воздействия стран G7 нельзя назвать «исключительными» - они предполагают ограничение страхования транспортировки российских углеводородов (по аналогии с запретом EC) при условии превышения цен контрактов над пороговыми.
По факту российским производителям нефти приходится иметь дело с похожими ограничениями (разве что без ценового порога), начиная с марта-апреля текущего года, когда некоторые западные контрагенты добровольно отказались от сотрудничества. По этой причине развитие региональных страховых обществ и локальных перевозчиков может стать основным методом снижения воздействия мер группы стран G7.
Эти события переплетаются с двумя дополнительными источниками неопределенности на стороне альтернативных производителей нефти.
Если в случае с Ираном интрига периодически появляется и исчезает, лишая страну возможности возобновления «ядерной сделки», то в случае с ОПЕК+ она только набирает обороты.
В августе страны ОПЕК+ договорились о косметическом увеличении квот (на 100 тыс барр./ день), а на прошлой неделе представители консорциума от Саудовской Аравии намекнули на готовность снижения квот на добычу с целью поддержания цен на повышенном уровне.
На встрече стран ОПЕК+ 5 сентября министры энергетики могут согласовать «косметическое снижение» или оставить объемы на неизменном уровне – на этом сходятся мнения экспертов сырьевого рынка. Однако на деле причины для снижения квот могут иметь структурный характер, противостоять чему может быть весьма непросто. Падение спроса со стороны Китая из-за продолжающихся антиковидных ограничений – и в других странах из-за инфляционного шока и рисков рецессии, систематическое недопроизводство странами ОПЕК+, по сравнению с установленными квотами (ок. 2.9 млн барр./ день), риски падения добычи в России по мере вступления в действие санкций ЕС.
На этом фоне мы можем увидеть поступательное увеличение давления на цены барреля Brent (см. наш прогноз). При этом более тесная кооперация российских поставщиков и азиатских покупателей дает надежду если не на сохранение дисконта за баррель Urals в пределах текущих $20/барр., то уж точно не на расширение ее к пиковым дисконтам этого года ($35-37/барр.).
*Настоящий обзор предназначен исключительно для информационных целей. Любое предоставление ПАО РОСБАНК («Банк») информации в рамках данного обзора не должно рассматриваться как предоставление неполной или недостоверной информации, в том числе как умолчание или заверение об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения сделок, или как обязательство заключить сделки на условиях, изложенных в данном обзоре, или как оферта, если иное прямо не указано в данном обзоре. Банк не несет ответственности за убытки (реальный ущерб и/или упущенную выгоду) от использования настоящего обзора и/или содержащейся в нем информации. Все права на обзор принадлежат Банку, и содержащаяся в нем информация не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения Банка. Любая информация (включая информацию о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д.), указанная в настоящем обзоре, является индикативной (примерной) и может быть в любое время изменена, в том числе в результате изменения рыночных условий. Информация о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д. приведена на основании данных, полученных Банком из внешних источников. Банк не гарантирует правильность, точность, полноту или релевантность информации, полученной из внешних источников, несмотря на то что эти источники разумно оцениваются Банком как достоверные. Настоящий обзор ни при каких обстоятельствах не представляет собой консультацию или индивидуальную инвестиционную рекомендацию. Финансовые инструменты, сделки или операции, упомянутые в настоящем обзоре, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В настоящем обзоре не принимаются во внимание ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Перед заключением какой-либо сделки с финансовым инструментом или инвестиций в финансовый инструмент вам следует провести свою собственную оценку финансового инструмента; его соответствия вашим инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска; его преимуществ, в особенности его налогообложения, не полагаясь исключительно на предоставленную вам информацию, путем получения юридических, налоговых, финансовых, бухгалтерских и иных профессиональных консультаций с тем, чтобы убедиться, что финансовый инструмент вам подходит. Банк не несет ответственности за ваши возможные убытки как инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящем обзоре. Ваша ответственность, в том числе, состоит в том, чтобы определить, уполномочены ли вы заключать сделки с либо инвестировать в какие-либо финансовые инструменты.