Learning Journey Map — это карта образовательного опыта. Мы используем её для проектирования программ, систем дистанционного обучения, порталов и тренингов. Столбцы LJM обозначают фазы жизненного цикла обучения. Одни могут быть шире, другие уже, но все они так или иначе есть в хорошем образовательном продукте.
Предположим, что ваша компания выходит на международный рынок и вы хотите провести курс по английскому языку для своих сотрудников. Попробуем вместе спроектировать обучение и последовательно заполним все столбцы шаблона.
Информирование
Рассказываем пользователю про обучение до его начала с помощью рекламы, рассылок, промостраниц, корпоративных собраний, личных сообщений, инструкций. На этом этапе вы отвечаете на вопросы: как люди узнают про обучение, насколько им понятен порядок действий, какой канал коммуникации выбрать?
Старайтесь сделать этот этап максимально подробным для пользователя. У человека не должно остаться сомнений о полезности и нужности обучения. Если этого не продумать, люди не будут готовы или запутаются уже на старте. В нашем случае пользователь сам приходит к выводу, что английский надо бы выучить, по крайней мере чтобы остаться работать в компании.
❌ Обучение начинается завтра в 18:00. Заходите по ссылке, чтобы принять участие.
✅ Скоро компания выходит на международный уровень, у нас будут иностранные партнёры, и основным языком продукта станет английский. Поэтому мы договорились о курсе «Бизнес-английский для айтишников» с нашими партнёрами.
Мотивация
Когда пользователь проинформирован, он должен сформулировать для себя ценность обучения. Какую пользу он получит: карьерный рост, сертификат, счастье или возможность поговорить с руководителем? У человека формируется осознание, зачем ему это нужно, и подходит к обучению более ответственно.
Разберитесь, что важно для ваших сотрудников, и сделайте это ценностным предложением обучения. Если не продумать мотивацию, у человека не сформируется внутреннее согласие учиться, он не поймёт, зачем вкладывать столько сил — особенно, если обучение долгое. Он будет сопротивляться и так или иначе саботирует процесс.
❌ Обучение — само по себе ценность. Возможно, в вашей компании есть люди, для которых это так, но их точно немного. Для большинства важно понимать, какой профит они получат в конце.
✅ Возможность получить повышение; возможность пообщаться с топ-менеджером и быть услышанным; повесить сертификат на стеночку.
Усвоение знаний
Теперь переходим к самому процессу обучения. К нему относятся все аспекты процесса: онбординг, прохождение курсов, форматы, уделённое время, когда, где и как всё происходит, кто и как проверяет задания.
Это самый большой этап, его можно сегментировать по частям программы или по участникам обучения (студенты, модераторы, проверяющие). Можно заполнять и коротко, если путь пользователя в обучении универсален.
Если на этом этапе нет понимания, как человек учится — получится просто плохой образовательный продукт. Тогда уже будет неважно, насколько хорошо прописаны остальные части LJM, пользовательский опыт будет испорчен.
❌ Пользователь смотрит видеолекции и потом делает какие-то задания.
✅ Пользователь последовательно смотрит лекции курса, затем закрепляет знания PDF-материалами и проходит тесты. Для дополнительной практики общается с другими студентами в чате. Кураторы проверяют тесты, дают обратную связь и отвечают на вопросы в чате.
Отработка/Проверка
Недостаточно просто загружать в людей контент и верить, что они усвоили знания. Проверка материала, который человек только что прошёл, — важный этап учёбы. Здесь можно работать с разными форматами: тестами, экзаменами, эссе, курсовыми работами. Отработка показывает, насколько человек достиг образовательных результатов.
Пока не случилась проверка или отработка, мы не знаем, что человек что-то усвоил. Типичная ситуация: после лекции об ошибках проектного управления сотрудники сказали, что всё поняли, а в отработке на практикуме допустили все те же ошибки.
❌ Пользователь посмотрел видеоурок.
✅ Пользователь посмотрел видеорок, получил PDF с материалами занятия, выполнил проверочную работу и получил обратную связь от куратора.
Внедрение в работу
Практика — необходимый этап учёбы. Применение опыта в реальности — на рабочем месте, в практической или полевой работе — поможет закрепить теорию и сделает её по-настоящему полезной. Практика покажет, что человек сможет реально сделать в жизни, есть ли для этого условия.
Этот этап чаще всего пропускают, и это большая ошибка. За пределами тепличных условий обучения — риски реальных проектов, наказания за ошибки, насмешки коллег. Поэтому важно продумать, как человек перенесёт опыт в работу, есть ли для этого условия и поддержка руководства.
❌ Какое внедрение? Теории вполне достаточно для работы!
✅ Проект с иностранными партнёрами, в процессе которого сотрудники смогут применить подтянутый английский язык на практике.
Поддержка
Чтобы информация не потерялась и не забылась, необходимо обновлять знания, подтверждать изученное, воспроизводить информацию. Недостаточно просто закончить обучение на последнем уроке или проверочном тесте. На этом этапе вам помогут рассылки с дополнительными материалами, сохранённая база знаний, обновления продуктовой матрицы или стратегии компании, фоллоу-ап.
Знания могут устареть, потеряться, забыться. Если человеку некуда вернуться, негде подсмотреть, он может сам уже не воспроизвести их. Обучение придётся проходить по второму кругу.
❌ Отправляем пользователя в свободное плавание с новой информацией.
✅ У пользователей остаётся чат с другими студентами и возможность задать вопрос куратору. Раз в неделю на корпоративную почту приходит подборка полезных материалов, доступ к курсу не ограничен во времени.
LJM — не универсальный инструмент, чтобы решить проблемы проектирования, но это хорошая пошаговая визуализация того, что уже сделали и что ещё собираемся. Здесь можно держать все данные и гипотезы, проверяя их на каждом шаге.
Больше про LJM — в вебинаре «Hybrid Learning. Три инструмента, чтобы оптимизировать обучение компании в новой реальности»
Пошаговый план заполнения и повышения эффективности обучения — в электронном учебнике Edutainment