Мы разбирали здесь теории происхождения названия такого народа, как "башҡорт". Нам уже известно, что в изучении народа башкир неизбежно следующее: информации об их происхождении много,но все они разные.
Однако, чтобы попытаться наиболее точно понять все возможные пути развития и становления башкирского народа, мы можем разобрать основные теории происхождения народа "Башҡорт", которые были выдвинуты на настоящее время.
Итак, теории о древнем прошлом башкир, встречающихся до VII века:
- Соломон Яковлевич Лурье(филолог, историк античности) считал, что предшественниками современных башкир являлись аргиппеи, о которых в V веке до нашей эры писал Геродот. В описаниях этого народа, Геродот отмечает их особый язык, одежду на скифский манер и особый напиток, получаемый из плода с косточкой внутри. Этот напиток был кислым и его называли "асхи", что соответствует башкирскому слову "әсе" - кислый. Также, в его книге "Истории" отмечается, что аргиппеи живут у подножия высоких гор;
- Мирфатых Закиевич Закиев(доктор филологических наук) считал, что аргиппеи проживали на территории Южного Урала и оказали огромное влияние на формирование башкирского этноса;
- Ахметзаки Валиди Тоган(востоковед) считал, что в трудах Клавдия Птоломея(астроном, астролог, математик, географ во II веке) упоминаются башкиры под именем скифского рода пасиртаев;
- Башкиры упоминаются в китайских хрониках дома Суй(империя Суй, существовавшая в 581-618 гг.). В "Книге Суй" перечисляются 45 племен, среди которых племена алан(ираноязычные кочевые племена скифско-сарматского происхождения) и башукили. Последние - башукили,многие отождествляют с этнонимом "башҡорт";
- Михаил Илларионович Артамонов(археолог и историк) считал, что башкиры упоминаются в "Армянской географии" VII века под именем бушков.
Первые письменные сведения о башкирах среди арабских авторов:
- Саллам ат-Тарджеман(путешественник) около 840 года посещает башкирские земли и указывает ее примерные границы;
- Ибн-Фадлан(арабский путешественник и писатель первой половины X века) дает этнографические описания башкир. Он посещает их земли в 922 году. Он описывает их как могущественных и воинственных, которых Ибн-Фадлан со своим войском в 5 тысяч человек опасались и остерегались. Также, он говорит об их вере в 12 богов - лета, зимы, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба. Среди них, как пишет автор, главным божеством является бог неба. Как пишет Ибн-Фадлан, к этому времени среди башкир начинает распространяться ислам, так как среди них уже был один человек, который был мусульманином. Также, он пишет о территории, занимаемой башкирами - это южные склоны Урала и обширные территории до Волги;
- Аль-Масуди(историк, географ и путешественник) пишет о народе башкир, которые участвовали в войнах вблизи Аральского моря;
- Шариф Идриси(средневековый географ) пишет о народе башкир, которые живут у истоков Камы и Урала. В его письменных трудах говорится о городе Немжан, находящийся в верховьях Лика, в котором башкиры плавили медь в печи, добывали ценные камни, лисьи и бобровые меха. В другом городе - Гурхане, расположенном в северной части реки Агидель, они делали предметы искусства, седла и оружие;
- Авторы Якут, Казвини, Димашки, Ибн-Саид сообщают о "горном хребте башкир, находящемся в седьмом климате", что подразумевает Уральские горы;
- Рашид ад-Дин(персидский гос. деятель, врач и научный энциклопедист) писал о башкирах в числе крупных городов;
- Махмуд аль-Кашгари(тюркский филолог и лексиколог) пишет о башкирах, упоминая их в числе двадцати основных тюркских народов.
Теории о венгерском родстве:
- Венгерский ученый Дьюл Немет(востоковед, тюрколог) считал, что в IX веке вместе с древними мадьярами предгорья Урала покинули несколько родов предков башкир. Это были Курт-Гуармат, Еней, Кесе и несколько других. Все эти племена вошли в состав древневенгерской конфедерации племен, располагавшихся в стране Леведия(исторические области расселения древневенгорской конфедерации племен). В X веке произошло переселение через Карпатские горы в Паннонию(римская провинция), которую они и захватили. Здесь они основывают Венгерское королевство;
- Аль-Масуди, который упоминается выше, в X веке пишет в своей книге "Мурудж аз-захаб" о башкирах в Венгрии. При этом он называет и башкир, и венгров башгирдами или баджгирдами;
- Ахметзаки Валиди Тоган, также упоминавшийся выше, считал, что верхушка венгерских племен, родственных башкирским племенам Юрматы и Еней, пользуясь численным доминированием в венгерской армии добились перехода политической власти к ним. Далее, благодаря этому, в XII веке этноним башгирд(башкир) стал использоваться арабскими авторами для обозначения жителей всего Венгерского королевства;
- Ибн Саид аль-Магриби в XIII веке в своей книге "Китаб баст аль-ард" делит жителей Венгрии на два народа: башкир(башгирд) и венгров(хункар). Первые - башкиры, проживают южнее реки Дунай, исповедуют мусульманство и говорят на тюркском. Венгры исповедуют христианство и язык другой. Он пишет, что столицей башкир был город Керат, расположенный на юге Венгрии;
- Абу-ль-Фида(историк и географ в XIV веке) в книге "Таквим аль-булдан" пишет, что башкиры в Венгрии жили возле Дуная по соседству с германцами и служили в знаменитой венгерской коннице;
- Закарийа ибн Мухаммед ал-Казвини(арабский ученый и литератор в XIII веке) пишет, что башкиры живут между Константинополем и Болгарией. Также он пишет о башкирах: "Один из мусульманских богословов башкир рассказывает, что народ башкир очень велик и что большая часть их использует христианство; но есть между ними и мусульмане, которые должны платить дань христианам, как христиане у нас мусульманам. Башкиры живут в избах и не имеют крепостей. Каждое местечко предоставлялось в ленное владение знатной особе; когда же царь заметил, что эти ленные владения давали повод ко многим спорам между владельцами, он отнял у них эти владения и назначил определённое жалованье из государственных сумм. Когда царь башкир во время набега татар вызывал этих господ на войну, они отвечали, что будут повиноваться, только с тем условием, чтобы данные владения были им возвращены. Царь отказал им в том и сказал: выступая в эту войну, вы ведь защищаете себя и детей своих. Магнаты же не послушались царя и разошлись. Тогда напали татары и опустошили страну мечом и огнём, не находя нигде сопротивления";
- Тадеуш Левицкий(польский историк-востоковед, исламовед) в своей статье "Madjar, Madjarstan" приводит информацию о том, что в 1241 году башкиры участвовали в разгроме одного из участков татаро-монгол, в составе германо-венгерского войска. Это было возле города Шибеника на берегу Адриатического моря.
Таким образом, мы рассмотрели основные теории и мнения о происхождении народа "башҡорт". Однако, одними мнениями и рассуждениями не обойдется.
В последнее время часто встречаются статьи, основанные на генетических исследованиях, а точнее на исследованиях генетической генеалогии. Эти исследования приводят к разбивке населения нашей планеты на гаплогруппы.
Гаплогруппы - это группа схожих гаплотипов, которые имеют общих предков, у которых произошла мутация, унаследованная всеми потомками.
В следующей статье разберем что значит гаплотипы, генетическая генеалогия и как она может нам помочь в понимании происхождения народа башҡорт...
Про гаплогруппы здесь и здесь