По источникам, Данте Алигьери писал свой Magnum opus в период с 1308 по 1321 год. В наши дни "Божественная комедия" признана величайшим памятником мировой культуры и итальянской культуры в частности.
Казалось бы, что может связывать знаковое литературное произведение и настольные игры? Ответ весьма прост: Ад, или же Баатор в "D&D" - это прямой оммаж к "Божественной комедии".
По описанию Данте, Ад выглядит как широкая воронка. Пробитая падением низвергнутого с небес Люцифера, она уходит глубоко вниз и сужается к своему основанию. Эта форма более чем соответствует общему описанию Баатора, но что если присмотреться к каждому адскому кругу поподробнее.
1-й круг
Лимб. Первый круг, по описанию Данте, выглядит как замок с семью воротами и семью рядами стен, которые опоясывает самая большая река в загробном мире - Ахерон, притоком которой является Стикс. Именно переправляясь через Ахерон грешники попадают в Лимб. Из этой реки вытекают ручьи, попадающие в пятый круг, образуя болота, после, превращаются в кипящую реку крови седьмого круга, водопадом низвергаясь в девятый круг. Ужасов мучений на первом кругу Ада Данте не наблюдается, однако в глаза бросается нехватка солнечного света - она символизирует отсутствие света истинной веры.
Авернус (Avernus). Самый большой слой Баатора представляет из себя Ад в классическом его понимании - бесплодная, выжженная пустыня. Реки лавы протекающие между невысоких холмов. Ко всей этой безрадостной картине нужно добавить, что Авернус располагается под сводом пылающих небес, извергающих из себя огненные шары. Отравленный воздух осыпает находящихся на этом кругу едким вулканическим пеплом с головы до ног. На этом кругу протекают множественные притоки реки Крови, собирающиеся из ручейков, от жертв множественных сражений Войны Крови. Так же, через круг протекает Стикс, благодаря которому происходит основной приток свежих душ.
Постройки так же присутствуют. Существует несколько портальных городов, разной степени разрушения. В некоторых из них даже проживают люди - потомки племен, некогда попавших на Баатор через магические порталы. Столицей Авернуса является Бронзовая Цитадель - именно отсюда координируются войска в бесконечной Войне Крови между баатезу и танар'ри.
Аверн (Avernus) - реально название вулканического кратера к западу от Неаполя. Это место в римской мифологии считалось входом в Ад. Получается, что 1-й круг назван так неспроста: порталы из других планов приводят только сюда, иначе попасть на него можно только по реке Стикс - эти особенности делают Авернус условными вратами в Баатор, полностью оправдывая свое название.
2-й круг
2-й круг Ада Данте встречает мглой. Буря бушует не переставая, а ветер настолько сильный, что постоянно своими порывами швыряет души о скалы преисподней, либо закручивая их в сильном урагане.
Дис (Dis). Среди дымящихся равнин и лабиринтов из скал, полных железной руды, расположен огромный одноименный город из раскаленного железа. Именно на этом кругу добывается железо для обмундирования адских легионов. Жар исходит буквально от всего, будь то стены зданий или мостовые. При всей своей неприветливости - это центр всей торговли на Бааторе, причем в ходу не только материальные ценности, но и дьявольские контракты, которые заключаются здесь в немалом объеме. Правление городом осуществляется из Железной башни (Iron Tower) - постройки из свинца и железа, видной из любой точки города.
3-й круг
3-й круг Ада Данте встречает стеной ледяного дождя и града, которые ниспадают в зловонную топь. Вечная грязь и отсутствие дождя разносят повсюду зловонные миазмы и запахи гнили.
Минаурос (Minauros) - огромное болото, расположенное под низким сводом свинцовых облаков из которых идет ядовитый дождь, приносящий с собой несмываемую грязь. Дождь на этом кругу может сменяться снегом или градом с краями, острыми как бритва. Название столицы так же как у Диса соответствует названию круга, на котором она находится. Своими скользкими стенами город вечно тонет в грязи, заставляет постоянно надстраивать его все выше и выше.
Кроме Минауроса Тонущего, подвешенный за нерушимые цепи к основанию Диса, висит в небе Звенящий Хитер (Jagging Hilter) - город состоящий из переплетенных цепей.
4-й круг
Огромная равнина, усеянная тяжелыми глыбами, по которой две толпы перетаскивают их, сталкиваясь и ругаясь друг с другом.
Флегетос (Phlegethos) - раскаленная огненная пустошь с множеством вулканов. Они непрерывно извергают реки лавы, столпы пепла и едкого дыма, закрывающее небо - темную и бездонную пустоту. Кроме вулканов на слое расположена Огненная яма (Pit of Flame) - озеро, извергающее настолько яростное пламя, что оно способно обжечь даже баатезу.
Столица этого круга город Абримох (Abriymoch), построенный в жерле тлеющего вулкана. Он является второй линией обороны после Бронзовой цитадели. Так же на этом слое куется лучшая бааторская сталь, которая является залогом успешного противостояния полчищам танар'ри.
Флегетон (др.-греч. Φλεγέθων, пламенный) - одна из пяти рек, которая протекает в царстве Аида.
5-й круг
В 5-й круг багрово-черным ручьем стекает река Стикс, образуя огромное Стигийское болото. Оно простирается на весь горизонт, упираясь лишь в стены города Дит. Из болота невозможно выбраться, оно настолько глубоко, что повезет тем, кто сможет находиться в нем по горло. Те же, кого удача пройдет стороной, будут втоптаны в самое дно.
Стигия (Stygia) - огромный океан, покрытый льдами. Единственное открытое пространство - это незамерзающий Стикс, темные извилистые воды которого, естественным образом отделяются от соленых вод океана. Небо, полное гроз и промозглого ветра, непрерывно извергает из себя молнии. Столица - ледяной город Тантлин, построен на огромной льдине, прямо на Стиксе.
6-й круг
Пламенеющий Дит. Это не ошибка, стены Дита виднеются еще на 5-м кругу, но сам город уходит в глубь Ада. Железные стены города на этом кругу раскалены докрасна, а огонь сильно затрудняет передвижению по нему. За самими стенами простирается огромный некрополь, могилы в котором так же вечно находятся в огне.
Мальбог (Malbolge) - круг, являющейся главной тюрьмой всего Баатора. Изначально слой представлял из себя бездонную Адскую пропасть, из скалистого черного камня и пепла. Каменные лавины на постоянно обрушивались вниз, унося все на своем пути. Лишь многочисленные крепости из меди, построенные с учетом постоянных обвалов хоть как-то могли от них спаси.
Мальбог - наверное, единственный из кругов Баатора, концепция которого за всему существования "D&D" была пересмотрена столь кардинально. После некоторых событий, повлекших за собой катаклизм, он стал похож на лес из живой плоти, волос и костей.
Диспетер или Дис патер (лат. Dīs Pater [diːs ˈpa.tɛr]) - бог древних римлян. Его имя стало альтернативным названием подземного мира. Дит - это созвучие от сокращения Дис.
Мальбог (Malebolge) при этом является восьмым кругом в "Аду" Данте.
7-й круг
7-й круг разделен на три пояса. По первому протекает раскаленная река крови Флегетон. Во втором поясе души падают семенами в почву, образуя огромный лес. Третий пояс - это выжженная пустыня, на раскаленные пески которой с неба льется огненный дождь. Флегетон протекает через все круги и обрушивается водопадом на самый нижний слой.
Маладомини (Maladomini) является в некотором смысле архивом. В подземных лабиринтах содержатся все подписанные баатезу контракты и заключенные сделки. Однако на поверхности весь круг представляет собой руины под небосводом кроваво-багрового цвета. Одним из главных городов является Гренполи (Grenpoli) - центр всей бюрократии, именно тут баатезу учатся проводить дипломатические сделки и заключать свои кованые контракты со смертными. Столицей является город Малагард, вечно перестраиваемый в попытке достичь идеала. Однако, не исключено, что он, как и остальные города, тоже превратится в руины.
8-й круг
У Данте этот круг является самым густонаселенным. Большой каменный выступ высится над десятью рвами, в каждом из которых находятся определенные группы грешников. Все эти рвы окружают бездонную яму в самом центре, она ведет на последний круг.
Кания (Cania) - еще один слой полный холода. Горные пики вздымаются над ледяными равнинами. Постоянно перемещающиеся ледники бесконечные лавины представляют серьезную опасность. Еще большую опасностью тут является только ужасающий холод. Среди городов, вмороженных в лед, в которых проводятся тайные ритуалы и эксперименты, на вершине одного из ледников высится цитадель Мефистар. Только с восьмого круга можно попасть на последний. На дне одного из ледяных озер расположен хорошо охраняемый портал, стража которого никогда не дремлет.
У Данте Каина (название выбрано в честь библейского Каина) - часть Коцита, девятого круга ада. Коцит же, в свою очередь еще одна из пяти рек Аида.
9-й круг
Ледяное озеро Коцит - центр вселенной, окруженный четырьмя поясами. Всё и вся тут вморожено в лед, включая повелителя Ада, охраняющего проход в чистилище.
Нессус (Nessus). Самый глубокий круг Баатора внешне выглядит как мертвая, каменная пустошь. По слухам один из притоков Стикса впадает в этот круг, но если так и есть, то информацию о его местонахождении держат в строжайшем секрете. Повсюду видны чудовищного вида разломы, а в самом глубоком стоит цитадель Малшим (Malsheem). Ее размеры не поддаются описанию, это самая великая крепость во всех Планах.
Подводя итоги
Как можно увидеть, большинство кругов Ада Данте стали прототипами для Баатора. Многие из них были перетасованы между собой, чтобы не являться точной калькой, но множество берут концепцию именно из первой части "Божественной комедии". Безусловно, во вселенной "Подземелий" Ад стал чуть более систематизирован и несколько обустроен, ведь в первую очередь он является домом для баатезу. Так на каждом круге появилась крепость - место из которого каждый из Владык Девяти, управляет подконтрольными ему территориями, при этом определенный круг несет и практическое значение: он может являться и центром торговли и лабораторией и т.д. Не исключением стал и самый нижний - девятый. Так же, если у Данте муки испытывают как грешники, так и сам Люцифер, то Асмодей чувствует себя в Бааторе очень комфортно. Мало того, спустя множество редакций он стал только могущественнее, а возможности его стали еще более безграничными.
Специально старался почти не касаться обитателей Баатора, т.к. речь в статье хотел акцентировать именно на схожести или отличиях топографии. В любом случае, можно смело утверждать, что разбор любых элементов вселенной "Подземели и Драконов", это невообразимое количество отсылок к мифам и иным литературным произведениям мировой культуры, за что мы эту игру и любим.
🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Больше статей о мире "Подземелий и Драконов можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.