Как детство влияет на нашу жизнь? Как отношения родителей могут отразиться на ребенке? Между нами и нашими детьми есть прямая связь. И сегодняшняя история тому подтверждение. Боль ребенка в настоящем времени — это боль родителя, которую он не прожил, и не смог с ней справится.
Имена героев изменены. История взята из практики психологов сервиса Теледоктор24.
С какой проблемой пришли
Марина пришла к психологу со страхом за своего сына, который учится в 6 классе. По рассказам Марины, ее Паша — единственный сын и любовь всей ее жизни, она души в нем не чает, старалась воспитывать как благоразумного, доброго и спокойного ребенка. И долгое время Паша таким и был — учился на 4/5, редко были тройки, которые быстро исправлялись. «Я всегда ставила Паше в пример его деда, к сожалению, с отцом Паши мы развелись (вскоре после рождения ребенка он стал пить, а потом и бить меня) я не хотела, чтобы мой сын был таким же. А дед Пашин — академик, уважаемый человек, я воспитывалась на его примере и мой Пашка тоже».
Марина рассказала, что ей было стыдно за бывшего супруга, когда он начал пить, так как все соседи слышали его крики и видели пьяные выходки. Марину жалели, и с надеждой смотрели на подрастающего Павла, который был всегда вежливым, не кричал, не дрался, не лазил по заборам и деревьям (как все остальные мальчишки во дворе).
Что случилось в школе?
Марина уже еле сдерживает слезы — она просто не узнает своего сына, женщина растеряна и не понимает, как помочь ребенку, ей кажется, что он стал объектом школьного насилия и травли.
«У него немного друзей, 2-3 мальчика из класса и девочка, с которой они чаще всего общались и гуляли на районе, очень редко они приходили к нам домой. А потом Паша перестал с ними общаться, я спрашивала о друзьях, он говорил, что времени нет, надо домашку делать. Сейчас понимаю, что это были первые звоночки»…
Марина начала вспоминать неприятные эпизоды из школьной жизни ее сына, как однажды пришел в порванной куртке (сказал, что случайно об гвоздь задел), а в другой раз попросил купить новые тетради (сказал, что уже кончились, нужны новые, хотя учится только-только начали). От разговора сын уклонялся, в своей привычной тихой манере, говорил что-то о других ребятах из параллельного класса, которые хулиганили, переводил темы на учебу, говорил про задания, но не про дружбу и общение с ровесниками.
Как и у всех современных детей, у Паши есть смартфон, социальные сети, он общается с одноклассниками и уточняет домашку, если что-то надо. Марина стала замечать, что сын все чаще и чаще сидит в телефоне, что-то постоянно смотрит, перестал выходить гулять, когда она подходит и интересуется делами сына, он прячет телефон, закрывает страницы.
«Так как Паша все время что-то учил, бывало так, что он разговаривал сам с собой — зубрил стихотворение или доклад, я тоже так делаю, про себя проговариваю что-то, и вот однажды я сквозь шепот услышала от Паши такую фразу: «Я больше не могу, хочу спокойствия, скоро, уже совсем скоро все будет хорошо». И тогда я очень сильно испугалась. Пыталась с ним поговорить, он сказал, что мне послышалось, что это из какой-то игры, что что-то там готовится. Как всегда, ничего толком не сказал, но плохое чувство у меня осталось».
Подростки, на которых родителями возложена «миссия» быть лучшими, самыми умными и успешными, часто становятся объектами издевательств и травли в школе. Есть специальный термин «буллинг» — это проявление агрессии, от злых шуток до издевательств. (Перевод слова «bullying» означает «запугивающий»).
Марина поняла, что она не может разговорить ребенка и выведать у него всю правду, поэтому пришла к психологу просить о помощи.
Что скрывал Паша? Горькая правда для мамы.
Паша оказался скромным и спокойным мальчиком, точь-в-точь как рассказывала Марина. Психолога насторожила его скромность, при этом у ребенка был тихий, но уверенный голос. С незнакомыми людьми дети обычно разговаривают неохотно, но зная подробности от мамы, эта недоверчивость могла быть обманчивой.
На втором сеансе видеосвязи (в тот день была жаркая погода и Паша сидел в футболке) психолог заметила на руке мальчика синяк и царапину. «На перемене толкнули» — коротко сказал Паша и разговор продолжился. Рассуждал ребенок здраво, отвечал на вопросы специалиста, говорил, что иногда у него были особенно «печальные дни», когда ему казалось, что «если меня вдруг не станет, то никто и не заметит».
В процессе разговора с Павлом психолог собирала информацию о переживаниях ребенка, о том, что происходило в школе, об эмоциях и ощущениях — это называется психотерапевтическое интервью. Во время работы специалист должен создать комфортное пространство, вернуть чувство доверия и безопасности ребенку, чтобы «вытащить» травмирующее событие.
В итоге Паша признался, что его действительно травят, что ему внушают мысли о том, что он не достоин жить, что у него нет друзей, что его не любит мама и она специально от него требует высоких оценок, поэтому он думал о самоубийстве, ведь он так «любил маму, а она его нет».
Несколько сеансов психолог прорабатывал с ребенком его чувства и эмоции, рассказывал, как нужно действовать, чтобы разрешить ситуацию, применял различные подходы и техники психотерапевтического воздействия (специалист использовал когнитивно-поведенческую терапию и метод соматической терапии травмы).
Часто дети, отличающиеся особой скромностью, не могут рассказать взрослым о своих переживаниях, тщательно скрывают эпизоды насилия в школе и отрицают, что его травят в школе. Это происходит из-за того, что ребенок опасается слыть ябедой, у него растет страх того, что после жалобы родителям над ним ее больше и изощреннее будут издеваться. Ребенок уверен, что родители ему не помогут, а сделают только хуже, поэтому вместо того, чтобы попросить о помощи, они молчат — буллинг в классе и травля человека продолжается.
Как ситуация разрешилась
Работа с психологом всегда включает в себя глубокую проработку страха, боли и злости. Только пройдя эти этапы, ребенок может принять эпизоды травли и восстановить эмоциональный фон.
Специалист разделил «сеансы» — отдельно работал с Пашей (каждый отдельный разговор был направлен на проработку травмирующих эпизодов и возвращению психологической устойчивости). «Сеансы» созвона с мамой Мариной были направлены на установление доверительных отношений с ребенком, снижения завышенных требований к сыну).
Параллельно велась работа по переводу ребенка в другую школу, Марине удалось договориться с начальством, чтобы ее перевели на удаленную работу из дома (так она стала больше времени проводить с сыном). Со временем Паша стал рассказывать о своих успехах в обучении, интересном хобби (он стал увлекаться видеосъемкой), похвастался своим подарком на день рождения (Марина купила сыну квадрокоптер, чтобы тот делал красивое видео на природе). Отношения между мамой и сыном стали более доверительные, а в новой школе у сына появились друзья, с которыми они вместе снимают видео и выкладывают на своей странице в соцсети. У Паши стал меняться внешний вид и настроение, он стал активным и веселым. И даже когда страх ушел, Марина все равно созванивалась с психологом, чтобы он мог контролировать ее поведение и подбадривать, если что-то не получалось сразу.
Вопрос эксперту: что делать и как помочь ребенку?
Мы попросили клинического психолога сервиса Теледоктор24 Хамзина Рината Рафиковича прокомментировать ситуацию и дать несколько советов родителям, чьи дети столкнулись с буллингом и травлей в школе.
Травля ребенка в школе или школьный буллинг — это такое проявление агрессии и насилия, которое «ломает» психику ребенка. Оправиться от этой ситуации непросто, и, безусловно, полученная травма будет влиять на поведение ребенка уже во взрослой жизни. Ребенку и его родителям нужно обязательно обратиться за помощью к психологу.
Жертвы буллинга подвержены депрессиям, психическим расстройствам, суицидальному поведению, они теряют веру в себя, чувствуют «поглощающий» страх, от которого «есть только одно спасение».
Наблюдайте за ребенком, как он общается со сверстниками, как с ним общаются. Пренебрежение и высокомерность по отношению к вашему ребенку должны насторожить — это первый признак «обидчиков/зачинщиков».
Ни в коем случае не обвиняйте ребенка в случившемся, если вы узнали о травле — спокойно выслушайте и поддержите его.
Доверительные детско-родительские отношения помогут выявить «тихий» крик о помощи, не игнорируйте первые «звоночки». Любите своих детей, не запрещайте им проявлять свои эмоции, не делайте детей «заложниками» ваших обид и страхов, помните, что «удобные» дети чаще всего становятся объектами травли, берегите психическое здоровье ваших детей.
К психологу часто обращаются взрослые, которые хотят стать любимыми, создать семью, стать успешными, улучшить свою жизнь, наполнить ее красками и смыслом. И в большинстве случаев выясняется, что их детство прошло в нелюбви, постоянных ссорах, ругани за оценки, страхе и печальном «опыте» травли.
Помните, что психологи сервиса Теледоктор24 готовы вам помочь в любое время — консультации оказываются круглосуточно. Не копите в себе переживания, чтобы потом не пришлось лечить психику.
Делитесь своими историями и не забывайте подписаться и поставить лайк!
#буллинг #буллингвшколе #школьныйбуллинг #проблемабуллинга #травлявшколе