Найти тему

Проблемы с самоорганизацией – что делать?

Оглавление

Совет 1. Про планирование

День закончился, а половина дел остались невыполненными? И так происходит каждый день? Попробуй планировать свой день заранее:

•Расставляй приоритеты. Если тебе нужно сделать презентацию к семинару, вынести мусор и приготовить ужин, займись сначала первым пунктом. Поужинать можно и в столовой, а исправить баллы за несделанную презентацию будет сложно;

• Заранее пиши список дел на день. Вечером продумай, что собираешься сделать завтра и внеси это в заметки или блокнот. Тогда ты будешь уверен, что ничего не забыл;

• Отмечай выполненное галочками. Такой способ визуализирует решенные задачи и концентрирует внимание на невыполненных. Тебе будет психологически легче продолжать выполнять оставшиеся;

• Соблюдай баланс труда и отдыха. Не старайся переделать все важные дела в один день. Распредели их на неделю равномерно.

Грамотный тайм-менеджмент экономит много времени, которое можно направить на решение серьезных задач, не распыляясь по мелочам.

Совет 2. Про организацию работы

Правильно распределенные силы и время при выполнении проекта, курсовой, выпускной квалификационной работы или любой другой учебной задачи – это залог успеха. Как лучше организовать работу?

• Всегда пиши план. Сначала общий и постепенно детализируй. Имея план, проще определить главные и второстепенные, сложные и легкие задачи, а также отслеживать по нему прогресс выполнения работы;

• Концентрируйся на главном. Сначала готовь основную часть, а затем вводную и заключительную. Это поможет тебе не тратить лишние силы в самом начале на формальные моменты;

• Ставь дедлайны для каждой задачи. Так ты избежишь стресса в последнюю ночь перед сдачей;

• Разнообразь деятельность. Не стоит целыми днями сидеть за чтением литературы или сбором данных. Мозг от напряжения монотонной деятельности «замыливается». Вскоре такая работа станет неэффективной, а восстановление займет несколько часов. Снизить когнитивную нагрузку помогает смена деятельности. Покатайся на роликах, сходи с друзьями в кино или просто послушай музыку.

Совет 3. Про лень

Закон Хлади гласит: особенно трудную задачу перепоручи лентяю – он найдет более легкое решение. Лень – это не всегда плохо, ее задача экономить энергию психики и тела. Но как быть, если не хочется ехать в университет, открывать учебник, а на носу сессия?

• Ищи причину. Бывает, что действия не согласуются с твоими истинными желаниями (мотивами), в этом случае лень сигнализирует: «Вы сбились с пути»;

• Вспомни, как давно ты просто проводил день без мелких дел по дому или учебе. Может ты просто устал? Тогда нужно отдохнуть и восстановить силы;

• Примени метод швейцарского сыра. Мышонок не может съесть большой кусок и выгрызает его понемногу. Потом ломтик становится маленьким и теперь его без труда можно проглотить. Так и ты сокращай масштабные сложные задачи до приемлемого размера;

• Веди журнал достижений: записывай все свои успехи и отслеживай прогресс. Вознаграждай себя за каждое даже небольшое достижение. Это придаст мотивации;

• Выполняй самую неприятную работу утром. После этого оставшийся день пройдет гораздо легче.

Прислушивайся к себе. Только ты знаешь, как лучше поступить: где отдохнуть, а где сделать усилие над собой.

-2

Совет 4. Про прокрастинацию

Ваяешь важный проект в ночь перед сдачей? Чувствуешь, как зашкаливает уровень стресса, а вместе с ним и тревожность за результат? Если такое происходит постоянно оттого, что ты склонен откладывать дела на потом, то мы имеем дело с прокрастинацией. Как ее побороть?

• Дроби задачи. «Написать курсовую» или «написать два пункта первой главы» – второй вариант воспринимается очевидно легче;

• Фокусируйся на приоритетном. Часто мы хватаемся сразу за множество дел и с этим тяжело справиться. Возможно чтение новой книги стоит отложить в пользу более важного дела;

• Найди в интернете Матрицу Эйзенхауэра. Она распределяет задачи по принципу: важные/срочные, важные/несрочные, неважные/срочные и неважные/несрочные. Это очень эффективный инструмент для визуализации приоритетов;

• Тренируй силу воли. Бывает, что график отлично расписан, задачи верно составлены, но делать их все равно не хочется. Тогда нужно уметь заставлять себя. Помогут ежедневные занятия спортом или утренняя зарядка.

Каждый человек хотя бы иногда прокрастинирует. Не нужно сильно ругать себя за это. Главное – это вовремя понять, что именно с тобой происходит и принять меры.

Совет 5. Про запоминание материала

Запоминать большое количество лекционного материала – навык, который предстоит освоить каждому первокурснику. Как облегчить себе задачу?

• Конспектируй. Используй аббревиатуры, символы и сокращения. Это поможет сэкономить время на письме;

• Выделяй важное. Не конспектируй каждое слово лектора, записывай только основную мысль. Очень помогает после лекции перечитать материал, осмыслить его и выписать основные тезисы;

• Не зубри материал, а вникай в смысл, тогда ты сможешь объяснить своими словами любую тему и даже определение;

• Составляй схемы и таблицы. В них можно компактно уместить большое количество важной информации;

• Обсуждай с одногруппниками пройденное. Так ты сможешь закрыть пробелы, если что-то не понял на лекции и повторить усвоенное;

• Читай дополнительную литературу по теме. Осваивай терминологию. Не стесняйся задавать вопросы;

• Рассказывай материал себе или кому-то вслух. Так запоминается и усваивается в разы лучше.

Хорошо развитая память не всегда гарантирует качественное запоминание, гораздо важнее понимать, о чем идет речь и собирать как можно больше дополнительного материала с примерами по теме.

-3

Совет 6. Про выступления

«Зацепить» аудиторию – вот главная цель любого выступления, даже донесение информации отходит на второй план. Фишки, которые помогут тебе это сделать:

• «Дружи» с аудиторией. Дай зрителям возможность быть участниками мероприятия. Задавай им вопросы, ставь на голосование варианты развития событий, проси обратную связь;

• «Заманивай» зрителя. В начале выступления обещай «плюшку» в конце. Ведь получить приз, затратив только свое время на слушание, так приятно;

• Даже в самой скучной теме старайся найти то, что может удивить. И рассказывай так, будто повествуешь о восьмом чуде света, с энтузиазмом;
• Шути. Юмор поможет снять напряжение, привлечь внимание и расположить к себе аудиторию, но не стоит импровизировать. Шутки готовятся и тестируются заранее, хотя немного самоиронии по поводу волнения не помешает;

• Не нужно брать много тем. Одна-две – именно столько люди запоминают. Лучше поработай над ними и не переусердствуй с пользой;

• Не поворачивайся к людям спиной или вполоборота;

• Позаботься о внешнем виде. Прическа, отглаженный костюм и свежий взгляд – то, что нужно для выступления;

• Собери обратную связь. Если аудитория небольшая, например, твоя учебная группа, то сделай это лично. Если у аудитория состоит из 15 и более человек, можно раздать небольшие печатные опросники с закрытыми и парочкой открытых вопросов.

Совет 7. Про научную деятельность

Научная статья – это отличный старт для будущей академической карьеры, а также возможность завести много полезных и интересных знакомств в научной среде. Если понять законы, по которым она пишется, то ты увидишь, что это не страшно и даже увлекательно:

• Для того, чтобы овладеть терминологией по твоей проблематике и понять твой личный интерес, изучи максимально литературу по теме. Начни с серьезной научной статьи, желательно обзорной. Прочти все статьи из списка литературы, а потом по кругу из списков этих статей;

• Ориентируйся на индекс Хирша. Он поможет сравнить более успешные исследования по выбранной теме. Чем выше этот показатель у статьи, тем лучше. При этом вноси основные тезисы, термины и понятия в табличку;

• Проделанная работа не только расширит твой кругозор по предмету, но и поможет определиться с темой. Выбирай то, о чем еще никто не писал или о чем можно поспорить;

• Используй инфографику. Это поможет наглядно представить полученные результаты работы. Приложения Canva или Visme тебе в помощь;

Хорошие и регулярные публикации дают возможность на получение грантов для дальнейших исследований, а также открывают студенту путь в аспирантуру.

Совет 8. Про доклады

Подготовка и представление доклада – момент волнительный. Как максимально заинтересовать и вовлечь в процесс аудиторию?

• Сопровождай рассказ презентацией. Визуально для многих людей легче воспринимать информацию, а еще хороший дизайн привлечет больше внимания, чем монотонное чтение;

• Добавь интерактив. Попроси слушателей поучаствовать в мини-викторине. Это точно взбодрит студентов на первой паре;

• Приводи примеры. Теория – хорошо, а понимание, как все происходит на практике еще лучше. Так материал быстрее и легче запомнится;

• Отвечай на вопросы в конце. Попроси одногруппников записать их и вернись к ответам позже. Иначе есть большая вероятность сбиться с мысли или уйти от темы;

• Не затягивай время. 10-15 минут оптимальны для удержания внимания;

• Будь уверен в себе и в материале. Заранее проверь всю информацию, а лучше собери дополнительную и обсуди ее с преподавателем. Тогда тебе будут не страшны любые вопросы.

Совет 9. Про страхи

В Университете тебе предстоит часто выступать перед людьми, начиная с докладов перед одногруппниками и заканчивая конференциями перед всем научным сообществом. Это отличная возможность развить критическое мышление, повысить уверенность в себе и улучшить коммуникативные навыки. Но как побороть страх публичности, когда голос дрожит, во рту пересыхает, трясутся руки и даже подташнивает? Разберемся, а чего именно вы боитесь?

• Страшно забыть текст? Можно подсматривать в заранее распечатанные основные тезисы;

• Боишься каверзных вопросов? Продумай возможные варианты, а еще лучше спровоцируй конкретные, на которые готовы блестящие ответы;

• Боишься, что над тобой будут смеяться? Посмейся первым – начни выступление с небольшой шутки по поводу своего волнения. Например: «Я не спал полночи перед докладом, надеюсь, вы простите мне красные глаза»;

• Говори по делу, без «воды», не стоит слишком растягивать выступление и перегружать его лишней информацией. Выбери умеренный темп речи;

• Самые сложные для любого спикера – это 15 минут до выхода. Если ты сильно переживаешь, постарайся выйти первым, так ты не будешь долго томиться в ожидании;

• Боишься выглядеть нелепо? Снимай себя на видео. Увидев выступление со стороны, ты сможешь исправить недочеты. Отправь запись друзьям и получи обратную связь. Также поможет репетиция перед зеркалом или «на поле боя» – месте выступления;

• Боишься растеряться? Выбери одного «хорошего» зрителя и рассказывай ему. Такой прием часто используют в театре.