Да, безусловно, эта не та стабилизация, о которой мечтаем все мы – и тем более не экономический рост, не восстановление и не комплексная модернизация хозяйства.
Но тем не менее невозможно отрицать, что наблюдается увеличение внутреннего спроса – и при этом стабилизация цен (а по официальным данным, так и вовсе беспрецедентно длительная, пусть и пренебрежимо низкая, дефляция).
При этом внутренний спрос рос за счет прежде всего не государства или корпораций, а за счет потребительских расходов. Потребительский импорт уменьшился не более чем на 5%, - и, несмотря на локальные провалы, значимого дефицита не возникло.
Хотя основная часть сокращения импорта пришлась на инвестиционные товары, обвального спада инвестиций не произошло.
Экспортные поставки сократились более чем на 13%. Положительное сальдо внешней торговли и в целом текущих операций платежного баланса, хоть уже и начало заметно сокращаться (и хоть и не находит себе применения внутри страны, превращаясь в вывод капитала), остается беспрецедентно высоким.
Конечно, официальные сообщения о безработице в 3% стоят столько же, сколько и официальные сообщения об инфляции, но, тем не менее, значимого увеличения безработицы не произошло (анонсированное на III квартал сокращение 200 тыс. рабочих мест намного ниже казавшихся вполне обоснованными опасений).
Эти результаты обеспечены курсом правительства Мишустина на прямые меры государственной поддержки: дотации, субсидии (в том числе для обеспечения доступных кредитов), льготы и гранты, - частично компенсирующие последствия чрезмерно жесткой финансовой политики, доходящей до искусственного создания денежного голода, и тотального произвола монополий.
Сейчас, когда подготовка бюджета на 2023 год уже должна быть в целом закончена (напомню, он должен быть внесен в Госдуму 1 октября – причем, скорее всего, с существенно увеличенным финансированием Фонда развития промышленности для поддержки импортозамещения), правительство Мишустина готовит пакет мер, повышающих устойчивость экономики без увеличения бюджетных расходов.
Так, утверждены «дорожные карты» по многострадальным (некоторые из них прорабатываются с начала 90-х) транспортно-логистическим коридорам, по части их уже проведены необходимые переговоры.
Завершается внедрение соглашений о защите и поощрении капиталовложений, до конца 2024 года при кураторстве правительства Мишустина во всех регионах России без исключения внедрят новый региональный инвестиционный стандарт, будут разработаны и реализованы многочисленные дополнительные меры поддержки инвестиций.
До середины октября предполагается провести инвентаризацию расходов, связанных с реализацией разнообразных антикризисных мероприятий, - и, соответственно, оценку их эффективности для выбора и тиражирования лучших практик.
Наконец, ожидается утверждение и начало реализации концепции технологического развития России.
Эти качественно новые меры, скромно обозначаемые правительством Мишустина как стабилизационные, на деле ориентированы на перевод российской экономики со спекулятивного на инвестиционный путь развития и могут стать началом ее комплексной модернизации, а значит – и нормализации всей нашей жизни.
Подробнее на https://delyagin.ru/articles/183-sobytija/106045-pravitel-stvo-mishustina-stabiliziruet-jekonomiku