Найти тему
Репетитор по химии

Как начать понимать химию с 8 класса

Оглавление

Когда я переходила в восьмой класс, я ждала урока по химии с нетерпением и страхом одновременно. Мне казалось, что это что-то очень интересное и захватывающее. Но все вокруг говорят, что химия сложная, и мало кто ее понимает. А вдруг и я не пойму?

И действительно, я ничего не поняла) С первого же занятия какая-то каша в голове, и в учебнике ерунда полная. И чем дальше, тем скучнее и сложнее и непонятнее.

Сразу появляется ощущение, что ты начал тонуть. Предмет только начался, и впереди четыре года мучений и непонимания.

Забегая вперед скажу, что в итоге я поняла химию. Выучила за 2 месяца летом перед 11 классом, сама.

Но я очень хорошо помню ощущения, доходящие до отчаяния, которые дарила мне химия на протяжении трех лет до этого. Поэтому и решила написать короткую заметку, в которой изложу свои мысли о том, как сразу начать понимать химию, и больше не чувствовать себя беспомощным.

1. Выделить время.

Когда предмет просто сложный, но при этом не сильно нам нужен, да еще и в восьмом классе, ну очень не хочется делать что-то сверх нормы. Например, тратить больше часа, который уходит накануне урока на то, чтобы пробежать глазами задание, понять, что ничего не понятно, загуглить и переписать решение.

Если хотите понять химию, придется инвестировать время. Я бы сказала, три часа в неделю. Желательно, распределить их равномерно в течение недели. Хорошая новость в том, что дз по химии "включено" в эти три часа.

2. Скачать нормальные учебники

Когда ко мне приходят с просьбой подтянуть успеваемость по химии в школе, это в 90% случаев обучение по Рудзитису или Габриеляну. И эти учебники мне не нравятся. По ним абсолютно ничего не понятно, особенно первые два года. Там информация подается кусками, которые не срастаются в одно целое, часто простые вещи написаны сложным языком. Поэтому своим ученикам я всегда в первую очередь даю другие учебники.

Какие учебники я считаю подходящими?

  • Еремин, Кузьменко, Дроздов, Лунин
  • Жилин

Да, всего два. Просто потому, что чем меньше у вас выбора, тем больше вероятность, что вы хоть что-то скачаете и прочитаете. Хотя на самом деле, разумеется, хороших учебников куча.

3. Правильно работать с литературой

Просто скачать нормальные учебники - это где-то 20% вашего успеха. Осталось их прочитать) Как правильно читать учебник?

Возьмите за правило не читать больше одного параграфа за раз. Один параграф - это где-то 7 минут чтения. Совсем не долго и не больно. Даже если вам задали прочитать 4 параграфа и сделать тонну заданий, не читайте все за раз. Ну не будете вы успевать - как всегда, просто спишете домашку. Но зато хотя бы от одного параграфа пользу вы получите по полной программе.

Не конспектируйте параграф. Самое глупое, что можно придумать - это бесцельное переписывание из учебника в тетрадь. Оно вам зачем? У вас кто-то этот учебник отнимет что ли?) Можно переписать некоторые реакции, если этого очень хочется. Или решение задачи, если оно разобрано в параграфе. Но вот выписывать определения и подчеркивать их маркерами не надо, это же не урок чистописания)

Обязательно сделайте задания после параграфа. Вы наверное удивитесь, но их пишут не для того, чтобы учитель мог над вами издеваться) Их пишут для того, чтобы вы могли лучше понять то, что только что прочитали.

Простой пример: вы прочитали в параграфе "ионная связь - это связь между металлом и неметаллом". В принципе, это достаточно простое утверждение*. Оно короткое и однозначное. Но вот давайте серьезно, если вы раньше не знали, что такое эта ионная связь, вы что, резко узнали? Да нет конечно, ничего не поменялось, и в реальной жизни вы эту ионную связь в глаза не узнаете, даже если будете смотреть прямо на нее.

А теперь мы встретили после параграфа задание "из списка веществ выберите те, в которых присутствует ионная связь: KCl, SO2, I2, MgO, Fe".

И если потратить где-то пять минут своего времени и подумать, то можно придумать следующее:

KCl: калий - это металл, хлор - это неметалл. Они в одном соединении, то есть связаны. То есть это связь между металлом и неметаллом. То есть она ионная.

SO2: сера - это неметалл, кислород - тоже. Значит, тут ионной связи нет.

Ну и так далее. Да, кому-то будет проще, и он это сделает устно. А кому-то потребуется все это выписать, а потом еще и искать про каждый элемент, является он металлом или нет. Но в любом случае, после выполнения этого задания, а потом еще пяти других на эту же тему, вы уже точно будете знать определение ионной связи. И не потому, что заучили его. А потому, что вы его на практике используете. Итог: 7 минут на чтение параграфа + 15 минут на задания после параграфа = 22 минуты и вы знаете на отлично тему, которая точно проверяется на контрольной, а потом встретится в 9, 10, 11 классе, на ОГЭ и ЕГЭ.

4. Использовать другие источники

Бывает такое, что на душу не ложится стиль конкретного автора. И еще бывает, что в хорошем учебнике конкретная тема описано плохо, непонятно.

В таком случае есть два варианта действий:

1. Нууу я не понял параграф. Поэтому дз тяп ляп. А еще я стесняюсь спросить учителя. Поэтому у меня в контрольной ошибки. И когда я снова встречу эту тему, я буду чувствовать досаду и раздражение и снова с ней будут проблемы. Я маленькая амебка, я не буду ничего делать.

Аморфная амебка. Она не будет ничего делать. Она скажет, что не получается и включит сериал.
Аморфная амебка. Она не будет ничего делать. Она скажет, что не получается и включит сериал.

2. Я поищу эту же тему в других источниках. Почитаю, что об этом пишут. Поищу решенные задания на эту тему и почитаю объяснения решения. Попробую решить сама. Запишу все вопросы и спрошу потом учителя.

Для таких людей я оставлю ссылку на свой любимый конспект:

https://studarium.ru/article/181

Форум химиков на XuMuK.ru

Только не ищите профессиональную литературу и учебники для вузов. А то вопросов будет больше, чем ответов)

5. Спросить репетитора

Да, я считаю, что иногда это оправданно, взять репетитора сразу, в начале 8 класса. Этого не нужно делать, если ученик немного ленив, но при некоторых усилиях сам все поймет. А вот если вы плохо усваиваете материал из учебников, если любое упражнение ну никак не решается, и несмотря на все старания, химия - это мучение сплошное... Ну точно не стоит себя мучить. Стоит попросить помощи, и прекратить страдать.

Тем более, что на этапе непонимания 8 класса в качестве репетитора подойдет отличница-первокурсница, которая весело и за небольшую цену два часа в неделю будет помогать и объяснять. А вот если запустить это дело, то в каком-нибудь 10 классе придется уже и репетитора брать дорогого, и времени тратить в разы дольше. И улыбаться уже будет не над чем, все же три года химии надо догнать, а не три месяца.

Если вы хотите позаниматься со мной, пишите в тг @Ana_Snegilina

*Я намеренно привела неполное, упрощенное и грубое определение ионной связи, так проще привести пример. Если смысл моего поста дойдет до ученика, он залезет в учебник и прочтет корректное определение. А если нет, то и это вылетит у него из головы за пару минут, не принеся особого вреда.