Вот и настал понедельник, прошла очередная поездка в Москву (живу в Замкадских лесах, навестить столицу выпадает возможность не очень часто), а значит пора возвращаться к полновесным материалам.
Наверное, уважаемый читатель и так в курсе недавних событий на Украине, из-за описания которых Дзен наглухо банит некоторые материалы. В курсе и о спорах вокруг салюта на День города.
Вот идя, проходя по центральным улицам, пытался разобраться, что же чувствую в этот момент.
Единственное, что смог четко сформулировать, это как-то кольнувшее звучание оркестра, игравшего старый вальс, на секунду погрузивший меня в ощущение фильма про войну. Знаете, когда праздник и общая пастораль и благостность резко сменяются канонадой и ревом моторов военной техники.
Но это всего лишь наваждение погруженного в себя разума, пытающегося переварить новости.
А вот мир вокруг все так же холоден и циничен. В особенности, дела нефтегазовые. Любопытная картинка вырисовывается по экспорту нашей нефти с точки зрения долгосрочных тенденций. Ну и такой интересной истории, как ограничение цены на российскую нефть.
Напомню, США решили, что если разрешить страховать перевозку нашего черного золота в западных компаниях, то можно требовать контроля цены. Цена при этом должна позволять поддерживать нашим компаниям добычу, но не позволять им приносить доход государству.
Они даже назвали ценник в районе $60 за бочку. При нынешнем курсе, наверное, действительно не самая комфортная цена.
Впрочем, не так давно "Коммерсант" писал о том, что цена на нашу нефть просела до $69, что все равно заметно выше такого гипотетического порога. Стоимость ушла ниже 70 долларов из-за просадки эталонных сортов, стоимость "Брент" падала в моменте до $88 с копейками.
И вот тут наметились 2 тенденции
Во-первых, нефть, как спекулятивный товар, достаточно волатильна. Цена гуляет иногда процентов по 10 за короткий период. И зависит это и от баланса спроса и предложения. и от попыток его прогнозировать на основании статистики, и от отыгрывания новостей типа снятия санкций с Ирана и прочих подобных.
После же окончания экспортной программы США, которые высылают в Европу примерно по миллиону баррелей в сутки (они и тут ничего кроме "количественного смягчения" особо не придумали), баланс спроса и предложения вытолкнет цену вверх.
И тут наступает очередь "во-вторых". Если рассматривать ситуацию на несколько месяцев вперед, получается, что лучше сейчас на относительно низком рынке договориться с Россией о долгосрочных поставках с хорошей скидкой, а не ввязываться в сделку с США в попытке организовать картель, оставшись без солидного объема, в случае увода нашей нефти с рынка.
Это, похоже, прекрасно понимает Индия, которая аккуратно обозначала переговоры с США, но все-таки по последним сообщениям договорилась с нами о долгосрочном контракте.
Возможно, индусов вдохновил пример Китая с газом. Стоимость поставок по "Силе Сибири" и формула не публикуются, но очевидно, что китайцы ни к каким спотовым цена привязываться не собирались, и газ они покупают по гораздо более приятной для себя цене. Тем более, что газопровод строили на фоне европейской санкционной истерики - надо было подстраховаться.
Кстати, в комментариях несколько раз встречал мнение (правда, от пользователей с очень похожими никами), что мол Китай выкупит весь наш газ по бросовым ценам. Но нам-то надо налаживать экономический и политический союз с Поднебесной. И пока это предприятие выглядит вполне рентабельным. Тем более, что в текущих условия вопрос не в том, что для Китая цена какая-то очень низкая, нет.
Цена при поставках по "Силе Сибири" для "Газпрома" вполне приемлема. Просто ЕС своими безумными санкциями довел цену для себя до несовместимого с экономическим ростом уровня.
Возвращаясь же к нефти, можно сказать, что долгосрочные контракты с азиатскими странами, будь то Китай, Индия, недавно проявившаяся Индонезия, кто угодно еще - могут стать для нас отличной альтернативой, в случае, если наши поставщики будут защищены принципом "бери, или плати". В принципе, если организовать это условие по аналогии с газовыми контрактами для ЕС, то оно будет комфортно и для потребителей и для нас.
К тому же, сложно будет спрогнозировать уровень падения потребления в Европе. Если ЕС решит все-таки окончательно загнуться в экономическом плане, пойдя по наихудшему сценарию, то возможно и снижение цены на нефть в мире.
Кстати, еще одна любопытная новость в тему: китайцы и эмиратские компании потратили летом 2022 на закупку танкеров ледового класса в пять раз больше, чем за этот же период в прошлом году. Сейчас речь идет о закупках судов на $1 миллиард.
Может конечно они их закупают просто так, но есть мысль, что они собираются возить чью-то подсанкционную нефть, после вступления в силу решения США.
При том, что стоимость фрахта напрямую влияет на скидку к нашей нефти - подешевевший фрахт в последние недели позволил говорить о снижении скидки к нашей нефти в последние недели с 40 до 20 долларов.
В любом случае - будем наблюдать и стараться разобраться.
Спокойно и с пониманием.