В 2003 году польский доктор Тадеуш Петеленц, сотрудник клиники кардиологии Силезского медицинского университета в Катовице, доложил на собрании Европейской кардиологической ассоциации о том, что нашел новый метод, заменяющий сердечно-легочную реанимацию (СЛР).
Он привел в доказательство наблюдения за 365 пациентами, которых обучил своей методике. Как только больному становилось плохо и появлялось чувство неминуемой потери сознания, он кашлял специальным образом. В результате в 292 случаях симптомы сами собой прошли, а в оставшихся 73 понадобилась помощь медиков, но пациенты остались живы. На основании этого доктор заявил, что нашел метод, заменяющий СЛР.
Это открытие немедленно подхватили падкие до сенсаций СМИ и сразу же разнесли по всему свету. У нас в стране только ленивый с умным видом не публиковал инструкцию под названием «В случае сердечного приступа у вас есть только десять секунд». Многие упорно изучали вопрос и тренировались «правильному» кашлю.
Только вот беда. Различные авторитетные медицинские организации категорически не рекомендуют пользоваться этой методикой. Да, при проведении некоторых процедур, типа катетеризации сердца, врач действительно иногда может попросить пациента покашлять, но, как говорится, «этодругое»! Происходит все в стационаре, в присутствии врачей и под контролем УЗИ-диагностики. Самостоятельно лечить себя кашлем никак не получится.
Американская кардиологическая ассоциация выпустила даже специальное сообщение, где пишет, что не поддерживает практику кашля в качестве лечения инфаркта и отмечает, что кашель в принципе не относится к формам реанимации.
Нужно отметить, что в исследовании польского кардиолога был целый ряд методологических ошибок!
Во-первых, не было никакой контрольной группы, которая бы не кашляла вовсе или кашляла каким-то другим способом, отличным от «специального» кашля из описываемой им методики.
Во-вторых, никто и никак не проверял, действительно ли у данных пациентов случился инфаркт (либо хотя бы предынфарктная аритмия), или же они просто почувствовали себя плохо от погоды, магнитной бури или личных переживаний.
В-третьих, при инфаркте смертность составляет примерно 30%, даже при наличии нормальной медицинской помощи, — это общепризнанная статистика. А в случае кашляющих пациентов (без всяких специализированных мероприятий) смертность составила 0%. Это лишний раз доказывает, что у них просто не было никакого инфаркта, а было просто кратковременное недомогание.
Ну, и в четвертых. При проведении СЛР компрессия грудной клетки достигает 5-6 см. Если грудина прогибается меньше, то СЛР считается неэффективной.
При кашле и речи не идет ни о какой компрессии в подобных пределах. Кашель никак не поможет запустить сердце и не может являться методом реанимации, которая проводится, обратите внимание, только после потери пациентом сознания (это одно из главных условий и показаний к проведению СЛР). Сами понимаете, при потере сознания самому себе проводить какие-то лечебные мероприятия весьма затруднительно.
Мало того, кашель — это всегда повышенная нагрузка, которая при инфаркте вредна в любом варианте. Повышение артериального давления при кашле на пользу организму в момент развития инфаркта тоже не идет. А частое дыхание (по инструкции польского доктора — каждые 2 секунды) вызывает гипервентиляцию и быструю потерю сознания.
Вот потому, при наступлении «часа Х», если у вас есть хоть чуть-чуть времени на осознание ситуации и какое-то действие, то лучше потратить его на то, чтобы позвать на помощь, а не бессмысленно упускать драгоценные секунды на попытку вылечить себя кашлем.
И дай Бог всем здоровья!