Содержание
1. Законодательство Великобритании по пожарной безопасности
2. Процесс проведения проверок Пожарной Бригадой Лондона
3. Подготовка анализа противопожарной безопасности объекта
4. Определение уровня риска пожарной безопасности
1.Законодательство Великобритании по пожарной безопасности
История эволюции английского законодательства в сфере пожарного надзора напрямую связана со случаями возникновения масштабных пожаров приведших к огромным материальным и людским потерям. К числу таких пожаров можно отнести следующие: февраль 1956 года (мелькомбинат в Йоркшире – погибло 8 человек), приведший к принятию Закона об обеспечении пожарной безопасности на заводах и фабриках от 1961 года, июнь 1960 года (супермаркет Хендерсон - погибло 8 человек), приведший к принятию Закона об обеспечении пожарной безопасности в магазинах, офисах и в подземных киосках от 1963 года, декабрь 1969 года (дворец Роз & Кроун - погибло 8 человек), приведший к принятию Закона о пожарной безопасности от 1971 года, май 1985 года (стадион Брадфорд – погибло 56 человек), приведший к принятию Закона об обеспечении пожарной безопасности на местах проведения спортивных мероприятий от 1987 года, ноябрь 1987 года (пожар в подземной станции Кинг Кросс – погибло 31 человек), приведший к принятию Закона пожарной безопасности на подземных станциях от 1989 года.
Таким образом, до начала процесса вступления Великобритании в Европейский Союз, существовало порядка 120 законов, частично или полностью направленных на обеспечение пожарной безопасности. Существующие законы по пожарной безопасности исполнялись семью различными министерствами, что приводило к разночтению норм законов и создавало множество проблем для хозяйствующих субъектов по всей стране.
К началу 90-х годов в стране прокатилось резкое негодование со стороны населения по поводу возникавших противоречий в законе, что подтолкнуло Правительство Англии начать реформу законодательства в сфере пожарного надзора. В 1992 году была создана рабочая группа по пересмотру законодательства и проведению реформ, которая имела следующие цели:
- Снижение давления на предпринимательство.
- Уменьшение риска возникновения пожаров.
- Смещение ответственности за возникновение пожара на владельца объекта.
- Ограничение требований по пожарной безопасности до фактической необходимости.
В результате совместных усилий рабочей группы в 1997 году был принят свод законов по предотвращению возникновения пожаров на рабочем месте, а в 1999 были введены поправки по обязательному проведению владельцем объекта Анализа пожарной безопасности объекта. В последующем, английским законодателям удалось свести весь свод законов по пожарной безопасности в единый законопроект –“Закон о пожарной безопасности от 2005 года”. Вступление в силу данного закона ознаменовал новый этап в развитии английской противопожарной службы, так как новый закон предусматривал не только проведение пожарных проверок на основе системы учета уровня риска возникновения пожара, но и отменил существующий режим получения от противопожарной службы Великобритании лицензии на деятельность объекта.
Согласно новому закону о пожарной безопасности, владелец объекта является лицом ответственным за возникновение пожара, а также за все последствия пожара. По этой причине, владелец объекта становится заинтересованным в том, чтоб уменьшить риск возникновения пожара и тем самым обеспечить, прежде всего, безопасность людей, работающих на объекте, а также безопасность своего имущества. Для этого, каждый предприниматель, обязан подготовить Анализ риска пожарной безопасности, в котором будут четко отображены все возможные источники воспламенения и меры, предпринятые для их устранения.
По Закону о пожарной безопасности от 2005 года, объект имеет право на деятельность только при наличии отчета о проведении Анализа риска пожарной безопасности, что и является первостепенным документом, проверяемым английской противопожарной службой. С другой стороны, наличие качественно проведенного Анализа риска пожарной безопасности объекта играет немаловажную роль при судебных тяжбах со страховыми компаниями, застраховавшими объект от случаев пожара.
Процесс проведения проверок Пожарной Бригадой Лондона
На сегодняшний день все проверки, проводимые Пожарной Бригадой Лондона, осуществляются по плану, выданному системой оценки уровня риска пожарного состояния объекта, т.е. частота проведения проверки объекта определяется только уровнем риска возникновения пожара на данном объекте.
При проведении проверки объекта, целью инспектора является не обнаружение нарушений для наложения штрафа (карательный характер), а устранение нарушений и их предотвращение посредством диалога (консультативно-профилактический характер) с владельцем объекта. Однако Закон о пожарной безопасности 2005 года все же дает инспектору полноту действий в случае игнорирования его требований; т.е. инспектор вправе применять к владельцам довольно жесткие меры вплоть до приостановления деятельности объекта, без специального судебного разрешения.
Другим существенным условием процесса проведения проверок со стороны английской пожарной службы является наличие у инспекторов Пожарной Бригады Лондона единой формы проведения пожарной проверки, которая состоит из 14 страниц и, в основном, базируется на нормах, установленных для проведения анализа противопожарной безопасности объекта. Инспектор заполняет те секции данной формы, которые относятся к данному объекту, отмечая бал соответствия (1-2-3), затем баллы суммируются и выводится общий знаменатель по количеству использованных секций (от 1 до 5). По данной форме инспектор определяет уровень соответствия объекта установленным пожарным нормам и к объекту применяется одна из следующих мер:
УРОВЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ
Подготовка Анализа противопожарной безопасности объекта
Как было отмечено выше, проведение Анализа риска пожарной безопасности объекта, предусмотренной в рамках нового Закона о пожарной безопасности от 2005 года, является прямой обязанностью владельца объекта. Данный анализ может быть подготовлен самостоятельно самим владельцем, или же посредством консультативных фирм, специализирующихся в данной сфере. Сложность анализа зависит от размеров здания и количества людей, находящихся на объекте. Отчет о проведении Анализа риска пожарной безопасности должен состоять из следующих основных пунктов:
- Определение источников (угроз) возникновения пожара.
- Определение людей, находящихся под данной угрозой.
- Меры, предпринятые по устранению угроз возникновения пожара.
- Выявленные результаты.
- Обновление отчета.
Для правильного проведения анализа пожарной безопасности объекта, в зависимости от степени сложности объекта, закон предусматривает использования одного из 12 руководств по пожарной безопасности, каждый из которых относится к категории анализируемого объекта. Данные 12 руководств (приведенные ниже) доступны бесплатно в сети интернет по адресу: http://www.communities.gov.uk/fire/firesafety/firesafetylaw/ для всех желающих провести анализ пожарной безопасности своего объекта.
- ПБ на транспортных средствах.
- ПБ в медицинских учреждениях.
- ПБ в отрытых местах скопления людей.
- ПБ в театрах, кинотеатрах и концертных залах.
- ПБ в лечебно-профилактических учреждениях.
- ПБ в учебных заведениях.
- ПБ в гостиницах и других местах ночлега.
- ПБ на заводах и складах.
- ПБ в офисах и магазинах.
- ПБ на скотных дворах и местах содержания животных.
- ПБ в местах большого скопления людей.
- ПБ в местах малого и среднего скопления людей.
Определение уровня риска пожарной безопасности
Как было отмечено ранее, уровень риска объекта определяется на основе данных, собранных в ходе проверки. Инспектор, проводивший проверку объекта, по прибытии на рабочее место вводит данные, собранные в ходе проверки, в электронную программу. Компьютер обрабатывает данные и определяет уровень риска данного объекта.
На первый взгляд, английская методика определения риска объекта может казаться сложной, поскольку все расчеты проводятся с помощью компьютерной программы. В действительности, алгоритм действий программы очень прост. Программа действует на основе ряда заданных индикаторов, по которым и определяется уровень риска проверяемого объекта. Эти индикаторы (данные), собранные в ходе проверки, перечислены ниже:
• Результат проверки (балл соответствия правилам пожарной безопасности).
• Размер здания объекта.
• Мобильность людей в здании.
• Наличие пожарной сигнализации.
• Наличие дымозащитной системы.
• Наличие спринклерной системы.
• Случаи пожаров за три года.
• Случаи поджогов за три года.
• Пожарная плотность.
• Наличие источников воды.
• Количество людей в час пик.
По завершению ввода вышеперечисленных данных, программа дает оценку (баллы от 0 до 8 баллов) уровню риска объекта. Данный балл помещается в таблицу (график) относительности рисков, по расположению, в которой и определяется частота проведения последующих проверок.
*****************************
(с) Пастухов Сергей Михайлович