Метод аблации в лечении аритмий занимает своё законное место в первых рядах клинических рекомендаций благодаря своей высокой эффективности.
Цель любой аблации- это потеря электропроводимости ткани в месте воздействия. Наиболее распространёнными видами аблации являются радиочастотная катетерной аблация (РЧА) и криоаблация. Существует ещё и лазерная аблация, которая применятся гораздо реже. При РЧА используется ток высокой частоты, то есть тепло. При криооблации - энергия холода. При лазерой — лазерное воздействие. Выбор вида аблации зависит от вида нарушения ритма, близости очага аритмии к важным структурам проводящей системы сердца, доступности необходимых расходных материалов и,что крайне важно, опыта врача.
В РФ метод лечения ФП катетерной аблации относится к хирургическим методам лечения и выполняется в большинстве случаев кардиохирургами. В Европе и Америке проведением катетерной аблации занимаются кардиологи.
Аблация проводится в специально оборудованной рентген-операционной, оснащённой ретгеновской установкой, оборудованием для контроля за основными жизненными показателями и проведения реанимационных мероприятий. Здесь же присутствует специальное электрофизиологическое оборудование: навигационная система и генератор энергии. Такая рентген-операционная называется электрофизиологической лабораторией.
Поскольку проведение процедуры требует применения ретнгеновского излучения для контроля положения катетеров в сердце, то весь без исключения персонал должен быть одет в просвинцованные защитные костюмы.
По этой же причине у пациенток детородного возраста необходимо исключить беременность перед вмешательством.
Вмешательство начинается с прокола бедренных сосудов или сосудов шеи под местной анестезией. Обычно в сердце вводят несколько диагностических катетеров, на концах которых расположены электроды.
Дальнейший ход действий зависит от вида аритмии. При наджелудочковых аритмиях и синдроме Вольфа-Паркинсона-Уайта необходимо "завести", то есть путём стимуляции сердца вызывать аритмию, чтобы убедиться в месте её происхождения. И только потом выполняется аблация. Примерно так же выглядит история с экстрасистолией. Врачу необходимо, чтобы экстрасистолы присутствовали в момент процедуры иначе установить точное место их происхождения и совершить "прижигание" именно в этом месте невозможно. А вот при фибрилляции предсердий врачу совсем необязательно вызывать фибрилляцию. Известно, что "виновниками" при фибрилляции являются импульсы из лёгочных вен, поэтому врачу необходимо подойти к устьям лёгочных вен и нанести воздействия в виде непрерывной линии. Другими словами, нужно создать электрический барьер между лёгочными венами и предсердием, чтобы у импульсов из лёгочных вен не было шанса перескочить на предсердие и вызывать фибрилляцию предсердий.
При некоторых нарушениях ритма не обойтись без использования навигационных систем.
С помощью навигационной системы врач получает трёхмерное изображение камер сердца путём считывания электрических сигналов с внутренней поверхности сердца.
Построение карты сердца помогает врачу определить источник аритмии.
Более того, по амплитуде считываемых сигналов можно косвенно судить о наличие фиброза и рубцов в сердце. Так, при фиброзе и замещении здоровой ткани сердца рубцовой тканью будут наблюдаться низкоампитудные электрические сигналы.
После построения трехмерной карты сердца и определения источника аритмии с помощью катетера наносятся точечные воздействия и происходит "прижигание" очага аритмии.
В настоящее время существуют навигационные системы, позволяющие контролировать положение катетеров в сердце без рентгеновского излучения.
в нашей клинике проводятся клинические испытания аблации под контролем МРТ.
Цель будущего- проводить аблации без рентгеновского излучения, что бесспорно благоприятно как для пациента так и для персонала.
Врач-кардиолог кардиоцентра г. Лейпциг, доктор медицины Елена Ефимова
#аблация #аритмии #аритмолог