Один из результативнейших советских асов предвоенных лет Сергей Грицевец не только был мастером воздушного боя, но и отличным товарищем. В разгар сражения на Халхин-Голе Сергей, рискуя своей жизнью и репутацией, сел в тылу врага, чтобы спасти командира. Чем закончился этот рейд?
Японцы хитростью заманили советских летчиков в ловушку.
Бои на реке Халхин-Гол незаслуженно обделены исторической памятью. Помимо важной победы над потенциальным врагом в преддверии Великой Отечественной, сражения в монгольских степях отличались своими подвигами. Не всем известно о том, что вначале конфликта дела у Красной Армии складывались не лучшим образом.
Весной 1939 года комдив Фекленко докладывал начальнику Генштаба Шапошникову: "Авиация противника господствует в воздухе". В небе над Халхин-Голом советским летчикам действительно приходилось тяжело. Несмотря на численное преимущество, инициатива была на стороне императорских ВВС, а советские летчики несли ощутимые потери.
Для перелома ситуации 29 мая 1939 года командование направило в Монголию 48 лучших авиаторов СССР, из которых 11 были с "Золотой Звездой".
Среди них был и майор Сергей Грицевец - один из лучших асов предвоенного времени. Свое звание Героя летчик заслужил за бои в Испании, где по разным данным сбил 30 самолетов лично и 7 в группе.
На Халхин-Голе Грицевец воевал в составе 70-го истребительного авиаполка под руководством Вячеслава Забалуева. 26 июня стал одним из самых напряженных дней для полка в Монголии. Средь бела дня под палящим степным солнцем над озером Буйр-Нуур близ Халхин-Гола показались 17 японских истребителей.
Это был хитрый тактический ход от самураев. Небольшая группа японцев повернула над озером на юг. В погоню за 17 истребителями бросились 40 "ишачков" Забалуева, но все они попали в ловушку. На границе Маньчжурии с ничего не подозревавшими летчиками вступила в бой основная группа императорских ВВС - до 40 машин.
Спасло в тот день забалуевцев чутье дежурного на передовом КП полковника Александра Гусева. Гусев послал на помощь еще 41 машину, которые выручили 70-й полк в бою. Некоторые летчики тогда разбились на маньчжурской земле, но командиру полка Забалуеву удалось сесть. Правда, на чужой территории, где за ним уже мчался враг.
Секунды на подвиг.
Счет шел на секунды. Рискуя погибнуть, не взлететь или попасть в плен, мужественное решение принял майор Грицевец. Ему удалось посадить свой И-16 рядом с Забалуевым. Каким-то невероятным образом стройный и невысокий командир уместился между бронеспинкой и левым бортом одноместного самолета.
Грицевцу удалось взлететь за считанные мгновения до прибытия вражеских кавалеристов. Летчики чудом избежали гибели или плена - одно другого хуже. Участник тех событий дважды Герой Советского Союза генерал Арсений Ворожейкин в своей книге "Истребители" так рассуждал о подвиге Сергея Грицевца:
"Достаточно какой-то ничтожной случайности - камера лопнет или мотор заглохнет на малом газу - и отважившийся на такое дело сам может остаться там, на чужой земле! Кто докажет тогда, что он не сдался добровольно в плен, не изменил Родине?"
К счастью, летчики благополучно покинули глубокий тыл японцев (а дело было в 60 километрах за линией фронта) и вернулись на свой аэродром. Судьбы героев сложились по-разному. Сергей Грицевец на Халхин-Голе поднимался в небо более сотни раз и, по официальным данным, сбил 12 японских самолетов.
За подвиги на Халхин-Голе Грицевец во второй раз был удостоен звания Героя. Несмотря на свои выдающиеся заслуги, летчик скромно принимал почести, всегда отмечал своих товарищей и говорил о подвиге как о общем деле. Мог поддержать не только словом, но и песней, когда на баяне играл его сослуживец Николай Герасимов.
Кроме этого, Сергей Грицевец вошел в историю грустным фактом. Герой Испании и Халхин-Гола единственный из дважды Героев Советского Союза не получил "Золотой Звезды".
Дважды Герой погиб в Белоруссии в сентябре 1939 года в результате летного происшествия. А "Золотые Звезды" стали вручать лишь через пару месяцев после его гибели.
Что касается Вячеслава Забалуева, то в годы Великой Отечественной он проявил себя как толковый генерал. Комдива 7-й гвардейской истребительной авиадивизии дважды представляли к званию Героя Советского Союза, которое он получил в конце войны. Благодаря подвигу Сергея Грицевца Красная Армия не потеряла грамотного командира.
Подпишись.