Найти тему
Буровые машины

Тахограф на КМУ. Когда ОБЯЗАТЕЛЕН и когда МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ

Оглавление
Тахограф на КМУ
Тахограф на КМУ

Разногласия по поводу нужен ли тахограф на КМУ, существовавшие между владельцами кранов-манипуляторов еще несколько лет назад, наконец-то разрешились. Они возникли после вступления в силу в марте 2016 года приказа Минтранса России №16. Он определил новый перечень ТС, для которых установка бортовых самописцев стала обязательной. При этом кран-манипуляторные установки, не попадающие под эту категорию в соответствии с утратившим силу приказом №36 от 13.02.2013 года, из перечня исключений были удалены.

Расставить все по своим местам помогли приказы того же ведомства №438 и 440 от 2020 года. Они определили обязательное оснащение крана-манипулятора тахографом цифрового типа с 1 января 2021 года. Правда, и здесь есть несколько исключений.

Тахограф на КМУ – цель установки и требования к прибору

Бортовой самописец, установленный на технике, позволяет исключить ее неучтенную эксплуатацию и переработки, возможность применения манипулятора при выполнении «левых» работ. Контроль трудовой деятельности направлен на уменьшение усталости водителя-оператора, снижение вероятности возникновения аварийной ситуации или ДТП.

Устанавливаемые регистрирующие приборы должны содержать информацию о скорости движения транспортной базы, времени ее простоя, выполнение условий режима отдыха и труда водителем. Все тахографы делятся на 2 категории:

  • оборудованные блоком СКЗИ (устройством для кодирования информации) – эксплуатируются только на территории России;
  • соответствующие системе ЕСТР и допускающие работу за границей (для международников, также возможна работа в России).
Федеральный закон № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 определяет обязательные для тахографа требования по техническому регламенту. В соответствии с п.65 Приложения 10 к Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 требования об обязательном наличии блока СКЗИ в средствах технического контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографах) отсутствуют.

Бортовые самописцы выполняют следующие основные функции:

  1. Благодаря сигналам, непрерывно поступающим с выходного вала КП и акселерометра, фиксируют скорость перемещения ТС.
  2. Следят за местом нахождения автомобиля через систему «Глонасс». При этом координаты местоположения передаются на специальный блок прибора и фиксируются в памяти.
  3. Фиксируют время перемещения, продолжительность каждой остановки. Через 28 дней эксплуатации данные перемещаются в архив, откуда могут быть извлечены при необходимости.
  4. Дистанционный контроль при наличии sim-карты. Данные о скоростном режиме, количестве остановок и продолжительности простоя оборудования передаются диспетчеру.
  5. Обеспечение режима труда и отдыха.

Тахограф на кран-манипулятор – основные требования по установке и исключения из правил

-2
Действующее законодательство разделяет технику на 3 категории. Она может принадлежать:
  • компаниям или организациям, хозяйствам;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • частным лицам.
Приказом Минтранса №424 с января 2021 введены в действие новые нормы труда и отдыха. В соответствии с его положениями:
  1. На управление автомобилем без перерыва отводиться не более 4,5 часов. При этом может быть отведен еще час на поиск места для отдыха.
  2. Минимальный отдых должен составлять не менее 45 минут.
  3. Общая дневная эксплуатация техники не должна превышать 9 часов.
  4. Эксплуатировать технику со сломанным тахографом запрещено.

Установка бортовых самописцев стала обязательной для:

  1. Микроавтобусов, автобусов и других транспортных средств с числом посадочных мест для пассажиров не менее 8 (относятся к категории М2 и М3).
  2. Грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 тонны (относятся к категории N2).
  3. Крупнотоннажных грузовиков от 12 тонн (относятся к категории N3).
Тахограф для разных ТС
Тахограф для разных ТС
Исключения из правил составляет техника, принадлежащая вооруженным силам, оперативным медицинским и спасательным службам, часть строительных машин, передвижные лаборатории.

Оборудование автомобиля с КМУ тахографом – почти всегда обязательная процедура. При этом:

  • техника, принадлежащая юридическим лицам или ИП, оснащается бортовым самописцем, калибруется и поверяется за свой счет;
  • автомобиль с краном-манипулятором, как правило, для выполнения работ не выезжает за пределы страны, поэтому оснащается прибором с блоком СКЗИ;
  • водитель-оператор КМУ должен иметь тахографическую карту, регистрирующую периоды отдыха и эксплуатации.

Тахограф на КМУ может не устанавливаться в случаях, когда:

1. Техника используется только в качестве учебной базы.

2. Транспортное средство с краном-манипулятором принадлежит частному лицу.

Обязательное условие для этих обоих случаев – эксплуатация только в пределах РФ! Нарушение требований по установке и эксплуатации тахографа на КМУ наказывается соответствующим административным штрафом. В случае систематических нарушений законодательства деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.