Найти в Дзене
Memento mori

Востряковское кладбище, Москва

Востряково - некрополь молодой и относительно скучный для тех, кому интересно приобщиться к истории, а не рассматривать однотипные ряды захоронений советского времени. Но стоит сойти с основных дорожек, углубиться в еле видимые тропинки между старых надгробий...

Среди "чумных" некрополей, созданных в 1771 году, было и Дорогомиловское кладбище. В 1839 году возвели церковь Елисаветы Преподобной. Одновременно с православным рядом был выделен и участок для захоронения иудеев, построена синагога. На Дорогомиловском были были похоронены художник И.И. Левитан, ученый и физиотерапевт С.Б. Вермель, композитор И.А. Сац, министр народного просвещения Н.П. Боголепов и многие другие.

В 1939 году появилось объявление о скорой ликвидации некрополя, а родственникам предложили перенести захоронения на открывшееся в 1932 году Востряковское.

Таким образом, Востряково стало "преемником" Дорогомиловского. Самые значимые останки известных людей власть перенесла на Новодевичье и Ваганьковское. Остальным было предложено справляться самостоятельно, и на Востряковское перенесли в итоге не более 1/5 всех захоронений (до них ли было во время войны, да и в первые послевоенные годы?)

К 1948 году Дорогомиловское окончательно прекратило свое существование, а территория была застроена домами для партийной номенклатуры.

На месте Востряковского кладбища когда-то располагался сельский погост, известный еще с XVIII века. И новый некрополь, и ж/д станция неподалеку получили название от того села - Востряково. Рядом с православным участком открыли и участок для захоронения иудеев, но по факту на сегодня и основная территория некрополя - это смешение и православных, и еврейских надгробий, и кресты соседствуют со Звездами Давида. Также, в процессе расширения, появилось Северное Востряковское кладбище с отдельными воротами, разделенное основной частью Боровским шоссе.

Центральная аллея Востряковского - парад дорогих помпезных памятников, которые будто соревнуются в статусности. Почти ничего не фотографировала, - скучно, дорого-богато, да и не за этим я приехала. Хотя у надгробия Аркадия Вайнера задержалась. Чуть дальше по иудейским традициям был похоронен Иосиф Кобзон, рядом с матерью.

Есть несколько цыганских захоронений. Вот на кресле комфортно сидит Дуфуня Вишневский - Великий Сын Цыганского Народа, как написано на постаменте. Кинорежиссер, актер, автор и исполнитель цыганских песен и романсов. Рядом грандиозное беломраморное надгробие цыганского певца Лацы Дашкенти. Напротив похоронена Роза Джелакаева, актриса театра "Ромэн".

Чуть в стороне от центральной аллеи находится братское захоронение 1200 солдат, погибших в боях Великой Отечественной войны - или в госпиталях от ран.

На Востряковском много характерной скульптуры - бюстов, барельефов.

На Северном Востряковском нет центральной ярко выраженной аллеи, но в глубине можно набрести на современные дорогие захоронения, которые так разительно отличаются от простеньких надгробий 50-70-летней давности. Последний кадр - поразило имя Рюрик. 1930 год. Рюрик. Удивительно.

Мозаичный ковер, покрывающие надгробие (у Стены Плача?) уникален, только ради него стоит забрести в северную часть.

Фотографии с обеих частей некрополя несколько перемешались, ну да не важно. Это одно из самых крупных московских кладбищ (136,8 га), и обойти все за один день - нереально. Но обе части некрополя почти похожи, разве что на северном не так интересно. Из известных людей стоит отметить могилу академика Андрея Дмитриевича Сахарова, одного из создателей водородной бомбы. Я в эту поездку ее не нашла, но случайно наткнулась на захоронение Виктора Авилова.

Вообще про захоронения знаменитостей получилось забавно. Я никогда не хожу со списком для поиска определенных надгробий, не "коллекционирую" их. Увидела знакомое имя - постояла, может почитала в сети какие-то детали. Кстати, МТС на Востряковском не ловит от слова "совсем". Так вот.

Уже на выходе с Востряковского кладбища подлетает ко мне женщина:
- А Мессинга, Мессинга вы нашли?
(Не так чтобы я искала, но признаюсь, что нет).
Она начинает обстоятельно рассказывать, как найти. Вот за Кобзоном, там дальше дочь Утесова, и по дорожке, и смотрите по левой стороне - будет Зозуля!
Очень выразительно так и сказала: - Зозуля!
И смотрит.
(Киваю, поняла).
- Нет, вы точно запомнили? Зо-зу-ля!
(Да-да, конечно, уже иду искать, спасибо!)
Пришлось идти искать.

Но спасибо этой женщине за неравнодушие. Так вот, сразу за памятником Кобзону на центральной аллее дорожка уходит вправо. С левой стороны будет надгробие - только не дочери, а жены Леонида Утесова. Далее идете, идете, пока по левой стороне не увидите большое надгробие с фамилией Зозуля. Поворачиваете перед ним налево по небольшой тропинке, и вот вы на месте, у места упокоения легендарного Вольфа Мессинга.

Про плюсики при поисках известных людей: неподалеку от Мессинга дядечка, тоже Мессинга искал, начал расспрашивать, кто ещё тут из знаменитостей похоронен.
- Не слишком интересовалась, Авилов вот знаю есть.
- Я не знаю, кто это, - говорит собеседник и ждёт от меня объяснений, почему он должен искать этого самого Авилова.
- Ну актер советский же. "Узник замка Иф" смотрели?
Не смотрел, не знает, не интересно.
Делаю аккуратное вливание про то, какая интересная рекультивация на этом некрополе. Перебивает, тоже не интересно, ему нужны знаменитости. Обсуждаем процент знаменитостей на Новодевичьем, Троекуровском и Ваганьковском. Попрощались, ушел искать Сахарова...

А теперь действительно о самом интересном.
Посмотрите на эти надгробия. Их сотни на Востряковском. Это остатки дореволюционных времен - массивные, каменные тумбы.

Частично на надгробиях даты до основания Востряковского - это то, что перенесли с Дорогомиловского. Частично - уже более поздние года, но надгробия те же, дореволюционные, просто "сменили владельцев". Почти везде были сбиты кресты - конечно, не те времена, чтобы их оставлять.
Некоторые надгробия еще и сменили веру, и вместо крестов появились шестиконечные звезды.

Пожалуй, побродить по узким полузаросшим дорожкам в глубине Востряковского гораздо важнее, чем пафосная статуя Константина Гинзбурга у самого входа - вора в законе по кличке Гизя.