Нападая на Польшу в 1939-м, а затем на Францию и Англию в 1940-м и на СССР в 1941-м, Гитлер почему-то совсем не думал о том, что его авиация очень сильно устарела, что показали уже первые воздушные бои на подступах к Варшаве. И это очень странно, потому что уже в тот момент у Германии были готовы к серийному производству новейшие турбореактивные истребители-бомбардировщики He 280, и Me.262, которые даже при относительно небольшом их количестве помогли бы всю Вторую Мировую завершить блистательной победой в самые короткие сроки.
Считается, что армия Гитлера была самой лучшей в мире. Ну, почему считается? – это и была лучшая армия в мире, способная бить численно превосходящего врага малыми силами. Вообще германская армия всегда была лучшей, а если и проигрывала, то только из-за каких-то непреодолимых обстоятельств, от нее никак не зависящих.
Проиграла германская армия и Вторую Мировую войну. И все эти десятилетия идут жаркие споры о том – а почему именно Гитлер, имея такую боеспособную, и даже очень мотивированную армию, продул войну каким-то восточным гуннам, которые кроме набеговой тактики никакими военными искусствами не могли обладать в принципе?
Ну, я не буду доискиваться точных причин поражения Третьего Рейха, хотя многие из них как бы лежат на поверхности – тактические и стратегическое ошибки лично Гитлера, а также не очень удачное расположение Германии, отрезанной от необходимых для ведения крупномасштабной войны ресурсов.
Но мне прекрасно видна еще одна причина поражения немцев на Восточном фронте, которая хоть и рассматривается заинтересованными историками, но как-то не очень активно. А вот лично мне кажется, что это и есть главная причина неудач Гитлера сначала на Восточном фронте, а потом и на Западном, что, в итоге, привело к полному краху Третьего Рейха.
Причина эта заключается в том, что Вторую Мировую войну Гитлер начал с устаревшими системами вооружений, которые были разработаны еще за много лет до войны, и они к ее началу уже достаточно устарели. Конечно, устарели и многие системы вооружений у противников Гитлера – Великобритании, США и СССР, так что тут борьба шла как бы на равных.
Однако весь ужжос (слово изменено по цензурным соображениям) ситуации для немцев заключался в том, что у них еще до войны были уже разработаны и готовы к серийному производству совершенно новые типы оружия, которые очень легко могли бы практически сразу переломить ход войны и победить противостоящие армии. И таких вооружений у врагов Гитлера не было, так что сами понимаете – Третьему Рейху был дан прекрасный шанс.
Что это за системы вооружений? Ну, в первую очередь это авиация, потому что именно благодаря боевым самолетам можно было решать практически все проблемы, с которыми сталкивался вермахт во время наступления. На момент войны с СССР немецкая авиация обладала ударной авиацией в виде нескольких типов бомбардировщиков, которые не совсем хорошо справились со своими задачами в Западной Европе в 1940 году, и потерпели полное фиаско в воздушной битве за Англию.
Проблема, впрочем, была даже не в бомбардировщиках, а в истребителях, которые должны были эти бомбардировщики прикрывать. Но люфтваффе не обладало современными типами боевых самолетов этого типа, основной упор делался на «мессершмитты» Bf-109 и Bf-110, которые уже в 1940 году были изрядно устаревшими. То есть, эти самолеты не обладали никаким превосходством перед английскими «Спитфайрами», которые дрались с «мессерами» на равных, и в итоге сорвали нападение Гитлера на Британию.
Мало того, «мессершмитты», даже изрядно модернизированные, в 1941 году не обладали кардинальным преимуществом и перед еще более устаревшими советскими И-16, и часто немецкие асы вынуждены были избегать боя с ними, особенно если им противостояли опытные пилоты.
Что касается немецких бомбардировщиков, то относительно низкая их скорость полета тоже не позволяла противостоять даже старым советским истребителям, известно много случаев, когда новейшие как бы на те времена бомбардировщики Ju-88 целыми пачками сбивались старыми советскими бипланами И-15, английскими «Гладиаторами» и польскими PZL. То есть, это были такие же устаревшие бомбардировщики, как и вражеские истребители-бипланы, которые могли на равных драться даже с «мессерами», а не только сбивать бомбардировщики.
И вот, на фоне этой картины прекрасно видно, что для боевого самолета в те времена очень важна была скорость полета. Если бы у немецких бомбардировщиков скорость была повыше, то для их прикрытия не нужны были бы истребители - в те годы ни в одной армии мира не было самолетов, летавших на скоростях выше 600 км/ч, даже истребителей, не говоря уже о бомбардировщиках, лучшие образцы которых едва достигали 500 км/ч.
Но самое интересное заключалось в том, у Гитлера на 1939 год уже были полностью готовые разработки бомбардировщиков с полностью доведенными турбореактивными двигателями, которые легко преодолевали скорости 800 км/ч. Первым из них был Heinkel He 280, вторым - Messerschmitt Me.262. Эти машины, которым не был конкурентом ни один из истребителей любой другой страны, могли вступить в строй уже в 1940 году и выполнить все задачи по бомбардировке вражеских позиций любой сложности без каких-либо потерь от ПВО противника.
Но Гитлер запретил тратить деньги на производство этих самолетов якобы из-за их дороговизны. Он считал, что выиграет войну и устаревшими самолетами, потому что, наверное, думал, что главное в любом самолете не его технические данные, а качество пилота, им управляющего. И когда в 1941 году, уже после нападения на СССР, вдруг выяснилось, что в авиации Красной Армии тоже имеются очень качественные пилоты, начинал вырисовываться вопрос о том, чтобы как-то начать подтягивать качество авиационной техники.
Однако и тут Гитлер пошел неправильным путем. Вместо того чтобы вводить в бой кардинально новые образцы самолетов, он просто приказал своим конструкторам модернизировать имеющиеся образцы. Может он думал, что модернизацией могут заниматься только немецкие специалисты, а советские – нет? К концу 1942-го стало ясно, что модернизация старых концепций не дает никаких результатов, и был поставлен наконец-то вопрос о вводе в строй реактивной авиатехники.
Но было уже поздно. У Германии уже не было былых ресурсов для массового производства, да и опытных пилотов в 1943 году тоже наблюдался сильный дефицит. И когда наконец-то в 1944 году в строй вступил Me.262, он так и не смог переломить ситуацию в пользу Германии. К концу Второй Мировой немцы успели выпустить почти 1,5 тысячи реактивных «мессеров» и 200 Arado Ar 234. В начале войны это была бы грозная сила, способная решить исход войны очень быстро, но для 1944-го это была капля в море, особенно учитывая низкую квалификацию немецких летчиков – их просто некогда было обучать.
Так в чем же тут просчет Гитлера? Почему он не разрешил производство реактивных самолетов в начале войны? Хоть он и был в авиации профаном, но у него была огромная куча советников, которые понимали в самолетах вполне профессионально. Да, один Me.262 стоил в 5 раз дороже, чем Bf-109, но реактивных «мессеров» можно было бы выпустить на ту же сумму раз в 5 меньшим количеством, и все равно они полностью заменили бы устаревшие поршневые «мессершмитты», причем многократно, учитывая колоссальный эффект от их применения в начальный период войны.
Дело в том, что переоборудованные в бомбардировщики Me.262 не пришлось бы прикрывать от атак истребителей, так как в начале войны они легко бы от них уходили даже с бомбовой нагрузкой. Другое дело, что небольшой «бомбер» Me.262 не смог бы заменить ни тяжелый He-111, ни Do-217, ни Ju-88, ни даже пикирующий Ju-87, но это уже проблемы тактики использования самолетов, которые, в принципе, можно было решить с грамотным подходом к делу. В любом случае, вместо того, чтобы тратить гигантские деньги на устаревшие «мессершмитты», а потом и такие же устаревшие «фокке-вульфы», с которыми легко могли справиться любые истребители противника, можно было бы оснастить люфтваффе совершенно неуязвимыми для вражеских истребителей самолетами, совершенно не превышая бюджет.
Но Гитлер об этом не хотел думать, не думали об этом и его советники, среди которых было немало светлых голов. Почему-то все они считали, что выиграют войну только быстрым натиском, причем одни так думали еще перед тем, как приступили к разгрому Польши осенью 1939-го. Да, Польшу они сокрушили быстро, и поэтому даже не обратили внимание на то, что устаревшая польская авиация, оказав ожесточенное сопротивление, всего за две недели уничтожила в воздухе более 130 самолетов люфтваффе. Я думаю, это совсем немало, и это количество сбитых немецких самолетов за такой срок явно указывает на то, что Германия вступила в войну с устаревшей авиацией.
Примерно то же самое повторилось и во Франции, и в битве за Англию. Люфтваффе не имели в воздухе совершенно никакого преимущества перед союзной авиацией, а то, что во время боев погибло множество опытных немецких пилотов, Гитлера ни в чем не убедило. У него за год до нападения на СССР была прекрасная возможность улучшить качество своей авиации, но не провальной модернизацией, а введением в строй реактивных самолетов, которые были бы неуязвимы для истребителей противника.
И He 280, и Me.262 могли бы очень быстро сокрушить оборону Красной Армии летом 1941-го, даже будь их всего 1 тысяча или немного больше. И это был бы настолько качественный перелом, что в исходе войны можно было бы не сомневаться. Ни один советский истребитель в 1941-м не летал с полным боекомплектом на скоростях выше 600 км/ч, а немецкие реактивные машины даже с бомбовой нагрузкой легко разгонялись свыше 700 км/ч, а после сброса бомб могли драться на скоростях и гораздо более высоких – до 800 км/ч.
Таким образом видно, что немецким самолетам к своим целям даже прорываться не приходилось – истребители ПВО их просто не смогли бы догнать. А учитывая отсутствие необходимости в дорогостоящем (и по цене, и по пилотам) истребительном прикрытии, то это перевооружение не стоило бы Гитлеру совсем никаких лишних денег. Но зато шансы на победу в войне с такой кардинально новой авиацией возрастали многократно.
Однако ни Гитлер, ни его генералы и советники этим прекрасным шансом так и не воспользовались. Они вступили в войну с устаревшей авиацией, и проиграли. Причем проигрыш был очевиден еще в 1939 году, когда поляки на своих устаревших самолетах очень сильно побили люфтваффе, и при более удачных обстоятельствах (например, при своевременной помощи Британии и Франции) могли бы разгромить боевую авиацию Гитлера в пух и прах.
Да, Гитлер поставил на блицкриг, но любой блицкриг должен быть обеспечен не только величиной армии и мотивацией солдат, но и кардинально новой техникой, которой не имелось бы у врага даже близко. В противном случае любой блицкриг превращается в войну на истощение, которую Германия не потянула.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro