Найти в Дзене

"Черный Федор" из концлагеря Треблинка

10 июня 1986 года в Симферополе, в зале заседаний Крымского областного суда, как говорится, яблоку было негде упасть. Зал суда, рассчитанный на 500 человек, не смог вместить и половины желающих посетить предстоящее заседание. В этот день начинался открытый суд над одним из самых жестоких карателей времен Великой Отечественной войны, уроженце Крыма, которого узники концлагерей прозвали "Черный Федор".

Федор Демьянович Федоренко с началом войны был призван шофером в роту радистов. Воевать ему пришлось недолго, потому как уже на восемнадцатый день войны он просто пропал без вести, о чем и получила известие его жена спустя пару месяцев. Никаких вестей от Федора все это время не было, видимо на самом деле, на лучшее надеяться уже не было смысла. Шли годы, наши расписались на Рейхстаге, отгремели последние выстрелы. Сыновья Федоренко давно уже сами выросли во взрослых мужчин, а жена так и была верна пропавшему мужу, оставшись вдовой. Но, в один прекрасный день, привычный жизненный уклад был нарушен полученным письмом из США. В нем говорилось о том, что Федор Демьянович жив здоров, живет в полном благополучии в штатах и очень хочет увидеться с семьей.

Приехав на Родину, Федоренко, оказавшийся в живых и не подававший при этом никаких известий о себе, не вызвал нахлынувших теплых чувств у родственников. С удовольствием рассказывал о своем американском особняке, бизнесе на выращивании роз и брезгливо смотрел на жизнь, теперь уже бывшей, семьи в деревне. Пробыв дома неделю, он так ни разу и не рассказал подробно о том, как же так получилось, что он пропал без вести. Был бой, его ранило, попал в плен, концлагеря, потом занесло его заграницу, домой было нельзя, НКВД предателем сочтут, вот и остался в Америке. Да вот только уходил он постоянно от этого разговора и подробностей не рассказывал. Ранение действительно было, как и плен. А вот о чем он не говорил, так это учебный лагерь СС в Польше и дальнейшая работа охранником в трех концлагерях.

-2

К семье Федоренко, уже будучи гражданином США, приехал в 1974 году. Но, как вы понимаете, КГБ в те времена вот таких, внезапно ставших американцами, проверял особо досконально. Визу ему выдали, в страну впустили и... установили за ним слежку. После того, как Федоренко прибыл в родной Джанкой, его даже вызывали на допрос в местный КГБ, но, ничего нового он не сказал - ранение, плен и все. Федоренко был уверен, что его прошлое уже давно забыто и свидетелей не осталось. Оказалось, что это совсем не так и, как раз в дни его пребывания в Джанкое, обнаружился бывший земляк, который и рассказал о Федоренко начало его темной истории, после того, как они попали в плен.

"Именно по этому периоду мне и запомнился Федоренко. Он систематически занимался обменом продуктов, одежды и табака, всегда с выгодой для себя. Среди пленных его считали человеком, который может достать абсолютно все, потому как он старался дружить с охраной лагеря. Где-то закладывал своих, где-то торговался с ними. Продукты он доставал через военнопленных, привлекаемых к работам за пределами лагеря".
-3

В общем, фашистам Федоренко пришелся по нраву и они отправили их с Дорофеевым, который говорил о нем выше, в учебный лагерь СС в Травниках. Кстати, Дорофеев так старался оклеветать и без того не святого Федоренко, что и о своей карьере в охране концлагеря рассказал, хотя и скрывал это много лет. Разница была лишь в том, что Федоренко смог сделать настоящую карьеру на должности охранника концлагеря. Завидев его исполнительность, беспрекословное выполнение приказов и в тоже время уверенное спокойствие и невозмутимость, Федоренко назначили командиром (обер-вахманом) отряда охраны СС в концлагере Треблинка.

Треблинка был лагерем уничтожения. Отсюда мало кого отправляли на работы, сюда привозили именно для уничтожения. По разным данным, за полтора года в Треблинке было уничтожено порядка 800 тысяч человек, и это только официально. Прибывавшие в Треблинку узники не знали, куда они едут. На станции даже была построена декорация настоящего железнодорожного вокзала с кассами, расписанием поездов и башней с часами. Прибывших узников встречал лагерный оркестр, который тут же, под веселую мелодию, сопровождал их в газовые камеры. Как позже рассказывали выжившие узники и бывшие сослуживцы, Федоренко лично уничтожил не один десяток заключенных, причем делая это с надменной самоуверенностью и улыбкой на лице. За это и получил такое устрашающее прозвище - Черный Федор.

-4
"Зовут меня Яков Савенко, уроженец Джанкоя. Служил шофером в лагере Травники. Однажды к нам пригнали человек 500 евреев и закрыли их в помещении. Через несколько дней за ними пришел эшелон и я узнал, что с ним приехал и мой земляк - Федоренко. Я пошел повидаться с ним. Мы сидели в вагоне, беседовали, как он вдруг обнаружил, что у него пропал кошелек с деньгами. Он стал обвинять меня в пропаже, я обиделся и ушел, как и мои спутники. Как позже выяснилось, один из моих сослуживцев нашел этот кошелек, в котором было три тысячи польских злотых. Это огромные деньги и то, что Федоренко отбирает драгоценности у заключенных а затем сбывает их, знали все, даже в других лагерях. Такая за ним слава ходила, всегда все делал с выгодой для себя. Но, начальство его терпело, потому как был внешне очень спокоен и в тоже время жесток по отношению к заключенным".

Но, война была не вечной и в 1945 году Федоренко удалось путем подкупа попасть в американскую зону оккупации. Выдав себя за военнопленного, он смог бежать в Америку, где спустя два года получил гражданство. В США знали кто такой Федоренко и где он служил, но, тогда американцы любили прятать у себя таких персонажей. Более того, после визита Федоренко в СССР в 1974 году, когда стала окончательно известна его судьба, наши отправили запрос в США на его экстрадицию. Американцы отказали - сами, мол, судить его будем. Назначили суд, допросили несколько раз. Ну попал в плен, ну охранял, никого не убивал, был лишь шофером. Не виновен. Отпустили.

-5

В течение следующих пяти лет КГБ собирал по крупицам все показания, доказательства и все, что может относиться к Федоренко. Свидетельств его хладнокровных убийств, которые он совершал ежедневно, иногда по несколько десятков человек, собралось множество томов. Целых пять лет титанического труда следователей и с каждым годом свидетели не заканчивались, а всплывали все новые и новые подробности его зверств. В итоге, после очередного запроса, в 1981 году Федоренко лишили американского гражданства и заключили под стражу в США. Но, в СССР снова не отправили и знаете почему? За него заступился официальный союз ветеранов ОУН-УПА в Северной Америке, а по их законодательству, они обязаны рассматривать такие обращения. Мол, не убивал он, а боролся с кровавым коммунистическим режимом и все в таком роде. Дело снова застопорилось. Федоренко даже хотели выдать Канаде, в которой оуновцы вне всяких законов, но, в последний момент передумали.

В 1984 году Федоренко был наконец отправлен в СССР и помещен под домашний арест. Узнав от органов КГБ все подробности его "службы", сыновья написали в газету "Крымская правда" письмо, в котором указали примерно следующее.

-6
"Не прощаем и мы этой тяжкой вины нашему нашему отцу, опозорившему честную фамилию Федоренко. Мы отрекаемся от него, не считаем своим отцом, наше решение поддерживает и мать..."

Открытое судебное заседание, на котором зачитывали все показания свидетелей и бывших сослуживцев, длилось целых девять дней. Все это время Федоренко все отрицал, сидел с улыбкой на устах и что-то записывал в блокноте. Когда ему озвучили приговор - высшую меру наказания, он лишь произнес, что он не хотел и заплакал. Решение суда присутствующие встретили аплодисментами.

Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.

Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов.