Найти в Дзене
THE THIRD FLOOR GALLERY

Инвестиции в искусство

Не всякий инвестор — коллекционер, но любой коллекционер — хороший инвестор.

Сегодня мы решили рассказать подробнее об инвестициях в искусство, но прежде, чем советовать конкретные покупки, давайте разберёмся, что такое инвестиции и какими они бывают.

Цель любой инвестиции- эффективная работа вложенного капитала, то есть его сохранение, приумножение, защита от инфляции.

Традиционные инвестиции - это покупка финансовых активов - акций, облигаций, прочих ценных бумаг (портфельные инвестиции) вложения в производные финансовые инструменты (фьючерсы, опционы), размещение денег на банковских депозитах, прямые инвестиции в венчурный капитал.

Как видите, в этом списке инвестиций в искусство нет, ведь вложение в него относится к другому типу инвестиций, а именно к альтернативным инвестициям (или Trophy Assets). От традиционных они отличаются тем, что их ценность нельзя определить классическим способом, то есть посчитав ожидаемую прибыль.

Футбольные клубы, редкие машины, и даже сумка Hermès Birkin, равно как и картина Френсиса Бэкона — являются альтернативными инвестициями, ценность которых определяют субъективные, культурные и статусные критерии, не поддающиеся математическому анализу.

Особенности альтернативных инвестиций:

1. Длинные сроки окупаемости.

Вложения в нетрадиционные активы - занятие на годы. Но не стоит пугаться, речь не про 100 лет. Обычно произведения искусства даже с учётом комиссионных в больших аукционных домах — в среднем 30% — может принести существенный доход за 5–10 лет с учётом возможного ежегодного подорожания работ на 10–20%, что нормально для художников с мировым именем.

2. Трудность и субъективность в определении справедливой стоимости.

В отличие от акции, цена предмета альтернативной инвестиции не определяется на биржевом рынке. Часто она диктуется модой, мнением экспертов и текущим настроением публики.

Рынок произведений искусства крайне неоднороден: живопись, скульптура, фарфор, фотографии и т. д. Каждый сектор делится на десятки сегментов по направлениям, странам, эпохам, школам. В каждом сегменте свои тренды, влияющие на востребованность, цену и доходность конкретного предмета.

Существуют сотни факторов, от которых зависит стоимость предмета искусства. Среди них есть и объективные — авторство определенного художника, формат, материал, период создания, состояние сохранности, ясность провенанса, и субъективные — ценность для теории искусства, эстетические предпочтения эпохи, редкость для определенного периода и т. д. Но куда больше цена может зависеть от абсолютно иррационального фактора — эмоций конкретного покупателя. Например, в 1990 г. японский коллекционер Рёэй Сайто приобрел на аукционе «Портрет доктора Гаше» Ван Гога за 82,5 млн долларов, установив мировой рекорд стоимости картин на следующие 15 лет и подняв ставку до максимума всего за три минуты. Принципиальная субъективность цены усложняет оценку инвестиций в искусство.

3. Небольшая, относительно финансовых инструментов, ликвидность. 

Картину, скульптуру или элитное бордо нельзя продать мгновенно, акцептуя текущую котировку. Возможно их будет трудно реализовать за месяц или даже за год. Спрос на него предсказать очень непросто и зависит он от многих и, к сожалению, подчас субъективных факторов. 

4. Низкая корреляция с классическими финансовыми активами.

Если первые три пункта можно зачислить скорее в минус альтернативным инвестициям, то тенденции неклассических активов на фоне скачков ценных бумаг - несомненный плюс. Низкая, а иногда и противоположная корреляция произведений искусства и фондового рынка - отличный аргумент для включения арт-инвестиций в диверсифицированные и сбалансированные инвестпортфели. Наряду с золотом они хорошо справляются с ролью тихой гавани в периоды финансовых турбулентности. По сведениям швейцарского банка UBS, доля альтернативных инвестиций в портфелях вип-клиентов доходит до 40%. 

5. Уменьшающееся предложение.

Произведения данного художника, вино данного урожая и ретро-авто данного года выпуска имеют ограниченное предложение, которое уменьшается год от года.

Рубенс больше никогда не прикоснется к кисти, Lafite 1870 года остались считанные бутылки, а Cadillac V-16 не сошло ни одного экземпляра после 1940 года. Денег же в мире становится все больше и больше. В том случае, когда альтернативный инвестор сделал правильный выбор, он всегда будет в выигрыше.

Еще у инвестиций в искусство есть дополнительный плюс: эмоциональный компонент, которого не могут подарить ценные бумаги. Это радость обладания шедевром и осознание социальной значимости своих действий, ведь коллекционер сохраняет художественное наследие для своих потомков и человечества в целом. Положительных эмоций прибавляет и возможность взаимодействия с предметом искусства, ведь гораздо приятнее, когда предмет инвестиции ещё и радует глаз и прибавляет статуса, а не только хранится в сейфе.

Немного цифр.

Если обратиться к статистике, то по данным Deloitte, самые состоятельные люди планеты держат примерно 5% капитала в предметах искусства. Это способ диверсифицировать портфель и приумножить средства. За год отдельные картины могут дорожать в 2–3 раза, в долгосрочном периоде — принести сверхприбыль своим владельцам. По расчетам инвестбанка Salomon Brothers, на горизонте 20 лет и более рост стоимости картин старых мастеров обгоняет акции, металлы и недвижимость.

Также интересно посмотреть на исследование инвестиций в искусство среди UHNWI (Ultra High Net Worth Individuals, частные лица с чистым капиталом более $30 млн). В 2021 году 6% таких людей инвестируют в искусство, 30% — коллекционируют его, а абсолютное большинство — 64% — коллекционируют предметы искусства с учетом их инвестиционной ценности (и это самый правильный вариант, ведь коллекция всегда дороже, чем суммарная стоимость отдельно взятых предметов искусства).

Доходность шедевра может обогнать индексы в несколько раз — например, картина Клода Моне «Розовая арка в Живерни» в 1962 г. стоила $65 тыс., а сейчас оценивается почти в $18 млн. Рост 27 000% — почти в 9 раз больше, чем у Dow Jones за то же время. При этом шедевры высшего ценового сегмента — превосходный, стабильный защитный актив. Спрос на них всегда превышает предложение: количество UHNWI растет (на 61% за прошлые десять лет), а мастера прошлого уже не создадут новых картин.

Особенности инвестиций в искусство на российском рынке.

Существует ряд факторов, которые заметно отличают российский Арт-рынок от европейского и американского, где очень хорошо развита культура коллекционирования.

Это и низкая прозрачность, и миф об элитарности круга коллекционеров, и сложное таможенное регулирования, и ещё много чего. К тому же российские банки и компании — а именно они часто задают тренды своим примером — нельзя назвать активными коллекционерами. Информация об их успехах в этом направлении недоступна даже экспертам рынка. 

Собственные коллекции пополняет Газпромбанк, который специализируется на современном искусстве. Дойчебанк покупает русское искусство, но мы не знаем, что есть в коллекциях, настолько они непубличны.

Подписывайтесь и читайте продолжение на нашем канале :)