В 1922-24 годах труппа Московского Художественного театра отправилась на гастроли в Европу и Америку, и потрясенные зрители воочию убедились в высочайшем мастерстве русской театральной школы. Среди других постановок выделялся спектакль "На дне" по пьесе Горького - именно он вдохновил художника-эмигранта Бориса Григорьева на создание нескольких портретов.
Борис Григорьев был одним из самых популярных портретистов в России 1910-х годов, но вихрь революции буквально смел художника. Поначалу Григорьев пытался встроиться в новую жизнь, но быстро понял, что советская страна не для него. В 1919 году он эмигрировал в Берлин, затем в Париж, а в в середине 1920-х оказался в Америке. Однако о родной стране не забывал: переиздал цикл "Расея", создал выдающиеся картины из серии "Лики России". И, конечно, не смог остаться в стороне, когда появилась возможность увидеть спектакли МХТ.
Московский Художественный театр отправился в масштабное европейское турне еще в 1922 году, а в начале 1923 года труппа приехала в США. Григорьев смотрел мхатовские спектакли во Франции, там же делал и портретные рисунки. Конечно, в начале 1920-х Московский художественный театр сохранил лучшие традиции еще той, императорской России, за что его, кстати, нещадно ругали на родине. Устав отбиваться от нападок и обзывательств вроде "пережиток прошлого", труппа с удовольствием отправилась на гастроли, где ее ждал шумный успех.
Григорьев был ошеломлен спектаклями МХТ, они напоминали ему о родине, подпитывали ностальгические переживания. В эмиграции, в отличие от многих, Григорьев далеко не бедствовал, его карьера развивалась, проблем с деньгами не было, и все же он скучал по России.
Портретные рисунки актеров МХТ, как и все остальное творчество Григорьева, очень остры, намеренно бьют на эффект. Манера художника к тому моменту была давно отточена, и эти работы отражают накопленный опыт и мастерство.
Художник фокусируется на психологии персонажей, а для зрителя эти портреты - своего рода ребус: попробуй угадай, чего в них больше - характера и судьбы самого актера или его персонажа? Тем более, что актеры МХТ, выпестованные Станиславским, были признанными мастерами именно психологического подхода к исполнению роли, "вживания в персонажа".
Художественный почерк Григорьева хорошо узнаваем: резкие, порывистые линии сочетаются с мягкой растушевкой таким образом, что создается ощущение почти скульптурности лиц, трехмерности. Тщательная обводка глаз и рта, сделанная с особым нажимом карандаша, акцентирует наше внимание на наиболее характерных чертах персонажей. Григорьев также как театральные артисты будто накладывает грим на лица.
Некоторые рисунки этой серии представляют скорее типы, нежели конкретные характеры, другие же - человеческую судьбу, воплощенную в одном портрете. Посмотрите на Александрова в роли Актера - какой сложный спектр эмоций выражен на этом лице. Резкие морщины, всклокоченные волосы, затаенная боль, разочарование в глазах... Актер в роли актера - очень многогранный образ.
Живописные портреты не менее экспрессивны.
Гастрольный репертуар МХТ состоял из наиболее знаковых произведений, прославивших театр: "На дне" Горького, "Вишневый сад" Чехова, "Братья Карамазовы" Достоевского и другие - но все они так или иначе представляли собой размышление о судьбах страны, о ее истории, о том, что такое русский человек. Со времен революции едва минуло пять лет, и эти темы были не просто на слуху, но ощущались очень остро и не только для русских по обе стороны государственных границ.
Григорьевские образы выразительные и местами даже гротескные. В них драма и боль, горьковская пьеса, конечно, располагала к настроениям подобного рода. Из всех спектаклей Григорьев сосредоточился в первую очередь именно на героях "На дне" - очевидно, в них художник увидел нечто, что отвечало его собственным чувствам.
#искусство #мхт #театр #портреты #графика #эмигранты #актеры #станиславский #живопись #на дне
Понравился текст? Подписывайтесь, впереди еще много интересного...