Найти тему
Кофе с Кандинским

Художник Борис Григорьев и гастроли Московского художественного театра

В 1922-24 годах труппа Московского Художественного театра отправилась на гастроли в Европу и Америку, и потрясенные зрители воочию убедились в высочайшем мастерстве русской театральной школы. Среди других постановок выделялся спектакль "На дне" по пьесе Горького - именно он вдохновил художника-эмигранта Бориса Григорьева на создание нескольких портретов.

Борис Григорьев. Артист Петр Бакшеев в роли Васьки Пепла в спектакле "На дне". 1923
Борис Григорьев. Артист Петр Бакшеев в роли Васьки Пепла в спектакле "На дне". 1923

Борис Григорьев был одним из самых популярных портретистов в России 1910-х годов, но вихрь революции буквально смел художника. Поначалу Григорьев пытался встроиться в новую жизнь, но быстро понял, что советская страна не для него. В 1919 году он эмигрировал в Берлин, затем в Париж, а в в середине 1920-х оказался в Америке. Однако о родной стране не забывал: переиздал цикл "Расея", создал выдающиеся картины из серии "Лики России". И, конечно, не смог остаться в стороне, когда появилась возможность увидеть спектакли МХТ.

Труппа МХТ на гастролях. 1922 (в центре в костюме - К.С. Станиславский)
Труппа МХТ на гастролях. 1922 (в центре в костюме - К.С. Станиславский)

Московский Художественный театр отправился в масштабное европейское турне еще в 1922 году, а в начале 1923 года труппа приехала в США. Григорьев смотрел мхатовские спектакли во Франции, там же делал и портретные рисунки. Конечно, в начале 1920-х Московский художественный театр сохранил лучшие традиции еще той, императорской России, за что его, кстати, нещадно ругали на родине. Устав отбиваться от нападок и обзывательств вроде "пережиток прошлого", труппа с удовольствием отправилась на гастроли, где ее ждал шумный успех.

Борис Григорьев. Константин Станиславский в роли Сатина в спектакле "На дне". 1922
Борис Григорьев. Константин Станиславский в роли Сатина в спектакле "На дне". 1922

Григорьев был ошеломлен спектаклями МХТ, они напоминали ему о родине, подпитывали ностальгические переживания. В эмиграции, в отличие от многих, Григорьев далеко не бедствовал, его карьера развивалась, проблем с деньгами не было, и все же он скучал по России.

Портретные рисунки актеров МХТ, как и все остальное творчество Григорьева, очень остры, намеренно бьют на эффект. Манера художника к тому моменту была давно отточена, и эти работы отражают накопленный опыт и мастерство.

Борис Григорьев. В.В. Лужский в роли Бубнова в спектакле "На дне". 1923
Борис Григорьев. В.В. Лужский в роли Бубнова в спектакле "На дне". 1923

Художник фокусируется на психологии персонажей, а для зрителя эти портреты - своего рода ребус: попробуй угадай, чего в них больше - характера и судьбы самого актера или его персонажа? Тем более, что актеры МХТ, выпестованные Станиславским, были признанными мастерами именно психологического подхода к исполнению роли, "вживания в персонажа".

Борис Григорьев. А.Л. Вишневский в роли Татарина в спектакле "На дне". 1923
Борис Григорьев. А.Л. Вишневский в роли Татарина в спектакле "На дне". 1923

Художественный почерк Григорьева хорошо узнаваем: резкие, порывистые линии сочетаются с мягкой растушевкой таким образом, что создается ощущение почти скульптурности лиц, трехмерности. Тщательная обводка глаз и рта, сделанная с особым нажимом карандаша, акцентирует наше внимание на наиболее характерных чертах персонажей. Григорьев также как театральные артисты будто накладывает грим на лица.

Борис Григорьев. Н.Г. Александров в роли Актера в спектакле "На дне". 1923
Борис Григорьев. Н.Г. Александров в роли Актера в спектакле "На дне". 1923

Некоторые рисунки этой серии представляют скорее типы, нежели конкретные характеры, другие же - человеческую судьбу, воплощенную в одном портрете. Посмотрите на Александрова в роли Актера - какой сложный спектр эмоций выражен на этом лице. Резкие морщины, всклокоченные волосы, затаенная боль, разочарование в глазах... Актер в роли актера - очень многогранный образ.

Живописные портреты не менее экспрессивны.

Борис Григорьев. Ольга Книппер-Чехова в роли Настасьи в спектакле "На дне". 1922
Борис Григорьев. Ольга Книппер-Чехова в роли Настасьи в спектакле "На дне". 1922

Гастрольный репертуар МХТ состоял из наиболее знаковых произведений, прославивших театр: "На дне" Горького, "Вишневый сад" Чехова, "Братья Карамазовы" Достоевского и другие - но все они так или иначе представляли собой размышление о судьбах страны, о ее истории, о том, что такое русский человек. Со времен революции едва минуло пять лет, и эти темы были не просто на слуху, но ощущались очень остро и не только для русских по обе стороны государственных границ.

Григорьевские образы выразительные и местами даже гротескные. В них драма и боль, горьковская пьеса, конечно, располагала к настроениям подобного рода. Из всех спектаклей Григорьев сосредоточился в первую очередь именно на героях "На дне" - очевидно, в них художник увидел нечто, что отвечало его собственным чувствам.

#искусство #мхт #театр #портреты #графика #эмигранты #актеры #станиславский #живопись #на дне

Понравился текст? Подписывайтесь, впереди еще много интересного...