Основная причина в том, что звонки с незнакомых номеров, в основном, либо относительно безобидные, либо с далеко идущими последствиями.
Звонки с коммерческими услугами
К относительно безобидным звонкам я отношу звонки, в которых предлагается коммерческая услуга. Например, кредит в банке или кредитная карта, медицинские услуги, в частности, стоматология, услуги интернет-провайдеров, услуги страховых компаний и так далее.
Если отказаться от коммерческого предложения, то в дальнейшем звонки с этим предложением не поступают, по крайней мере, в течение некоторого времени.
Тем не менее, очевидно, что в этом случае мой номер телефона известен тем, кто звонит. А это значит, что номер занесен в некую базу и он может пойти дальше “по рукам”. Такие базы продают, покупают или находят в бесплатном доступе.
В таких базах особенно ценятся номера, которые отвечают на звонки. А номера доверчивых пользователей ценятся "на вес золота". Такие базы продают по более высокой цене, чем базы с "холодными" номерами.
Почему я не отвечаю на вроде бы безобидные звонки
Я решилась открыть свой сайт по компьютерной грамотности лишь в 2009 году, преодолев массу сомнений и препятствий по этому поводу. Пришлось регистрироваться на многих сервисах, а также в онлайн-банке, зачастую там необходим номер телефона.
Так мой номер попал в компьютерные базы и, вероятно, с тех пор кочует из одной базы в другую. Это явление называется: “Телефон засвечен в интернете”.
Все это имеет отношение также и к электронной почте. Если email засвечен, то “здравствуй, спам”.
Поначалу я отвечала на все звонки. Однако коммерческие предложения становились все длиннее. Неприятно, что нельзя было вставить ни одного слова, надо было долго и терпеливо слушать. Какие-либо возражения не принимались, начались новые объяснения, почему мне никак нельзя отказаться, наоборот, надо непременно согласиться.
Такие звонки делают различные операторы по специальным телефонным скриптам, где подробно прописаны ответы на практически все возражения клиентов.
В конце концов я стала говорить “Спасибо за ваше предложение” и нажимать на отбой, хотя оператор при этом продолжал говорить в трубку. Дальше - больше, я просто перестала отвечать на звонки, это бесполезная трата времени.
Знаю, что некоторые опытные пользователи получают удовольствие от таких звонков. Они упражняются, как ловко могут поставить впросак своими ответами операторов и мошенников. В принципе, это не сложно сделать, но для меня такие “развлечения” не представляют ни малейшего интереса.
Звонки с далеко идущими последствиями
Таких было много с марта до июня 2022 года. Похоже, была массовая атака на пользователей. В конце концов сотовые операторы вместе с банками стали все-таки автоматически блокировать многие звонки.
Поступало по 5-8 звонков в день. Так как я обращаю внимание на номера тех, кто звонил, то нетрудно было заметить, что такие номера отмечались только на 2 последних цифры.
Хотя я не отвечала на эти звонки, но в конце концов стало интересно понять, чем этот обзвон закончится, почти как в простой компьютерной игре “кто кого”. А кончался прозвон всегда одинаково - максимум через 2 недели звонки полностью прекращались.
В основном, это звонки от мошенников, к примеру, с целью получить доступ к банковской карте или узнать смс-код для подтверждения сомнительной операции в интернете, о которой пользователь не догадывается.
Справедливости ради стоит сказать, что иногда я отвечаю звонки, к примеру, когда жду важного звонка, который может поступить с неизвестного номера.
Дополнительно:
Каналы КомпГрамотности Telegram , Youtube , VK
Автор статьи Надежда Широбокова, веду сайты «Компьютерная грамотность с Надеждой» с 2009 года и «Интернет грамотность с Надеждой» с 2010 года.