Ещё учась в школе я подсел на «олимпиады». Они проводились, обычно, с ноября по февраль в рамках школы, а потом на Дне науки торжественно награждались победители и призёры. Городские и областные олимпиады проводились согласно своему расписанию, всегда сопровождались выездом в другие школы или лицеи и, конечно, давили на наши неокрепшие нервы грузом огромной ответственности. Помню, что за школьную бытность я неплохо так набрал наград на этом поприще и чувствовал в себе дух истинного «олимпийца».
В университете было дело посложнее. Там конкуренция была явно выше и попадание в 10ку уже значило, что ты далеко не промах, но даже в условиях высокой конкуренции за 5 лет учебы мне удалось попробовать себя в разных олимпиадах, стать призёром и победителем 5-6 из них. В общем, в окончанию вуза и началу педагогической карьеры я был уверен, что что-то, да понимаю в вопросах организации олимпиад.
Собственно, после начала работы преподавателем я с 2013 года влился в организационный процесс проведения III этапа Всероссийской студенческой олимпиады по бурению скважин на базе своего вуза. И благо товарищи, с которыми мы это все по сей день проводим - поддерживают основные постулаты, которыми я хотел бы поделиться в этой статье. Как «приготовить» образцовую олимпиаду? Поехали:
- Придерживаюсь того мнения, что должны в олимпиаде, как типовые, так и нетипичные задания, которые не имеют единственно правильного решения и требуют творческого подхода. Сюда же относится и хитрость, когда на все исходные данные даются для решения задания и это заставляет студентов проявлять компетенцию - умение работать в условиях недостатка ресурсов.
- Тестовые задания имеют место быть, но они должны быть разных типов и уровней сложности, а также не «занимать» более 30% от максимума баллов.
- В прикладных дисциплинах - важны задания-кейсы с реальными примерами из производства.
- Должны быть явно теоретические и практические блоки дисциплины - причём, считаю, что для студенческих олимпиад они должны быть равнозначными.
- Не вижу смысла использовать симуляторы и тренажеры, имеющиеся на базе вуза, поскольку они ставят в неравное положение студентов-гостей (если мы говорим о межвузовских олимпиадах).
- Принципиально считаю, что заданий должно быть по трудозатратам больше, чем имеющийся лимит времени. Это важно, поскольку позволяет студентам работать в формате дефицита времени и демонстрировать у себя соответствующую компетенцию.
- Важны индивидуальный и командный зачёты. Считаю целесообразным проводить всю олимпиаду в индивидуальном формате, а командный зачёт просто суммировать баллами индивидуального первенства. На мой взгляд, такая методика более проста, но не исключаю и альтернативных подходов.
- Проверять работы нужно коллегиально и чтобы каждый проверяющий отвечал за свой блок заданий (для более объективной и ровной оценки). Все задания должны быть снабжены чек-листом с критериями оценивания и границами выставления баллов.
- После олимпиады должен проводиться брифинг, желательно, с разбором всех задач и спорных вопросов.
- Должен проводиться постоянный мониторинг и актуализация базы заданий, чтобы они дополнялись и обновлялись и каждое новое поколение «олимпийцев» имело эффект новизны и неопределенности, в хорошем смысле слова.
Думаю, что эти 10 правил - это основа хорошей олимпиады. Далее мы с вами подробнее рассмотрим процедурные аспекты и основные секреты приготовления и проведения отличной предметной олимпиады.
Олимпиадник
Тот самый Епихин
#епихин #педагогика #студенты #олимпиада #вуз #высшееобразование