Найти в Дзене
ПРАЙМ

Зачем саудиты скупают российскую нефтянку и дружат с Китаем за спиной у Америки

   Нефтяные насосы© fotolia.com / V. Yakobchuk
Нефтяные насосы© fotolia.com / V. Yakobchuk

Саудовская Аравия своими действиями демонстрирует твердую устремленность к независимой политике на мировых рынках энергоносителей — с одной стороны, ее инвесторы вкладывают немалые средства в российскую "нефтянку", с другой — страна налаживает мосты с Китаем. Следует ли считать эти действия отражением твердой позиции или частью внешнеполитических комбинаций, разбирался "Прайм".

   Геополитика может привести к кризису© РИА Новости . Виталий Подвицкий
Геополитика может привести к кризису© РИА Новости . Виталий Подвицкий

ИНВЕСТИЦИИ В РОССИЙСКИЙ "НЕФТЕГАЗ"

Инвестиционная компания принца Королевства Саудовская Аравия (КСА) Аль-Валида бен Талала Kingdom Holding в феврале — марте текущего года приобрела американские депозитарные расписки (АДР) и глобальные депозитарные расписки (ГДР) "Газпрома", "Роснефти" и "Лукойла" на сумму свыше 500 млн долларов. Произошло это на фоне жесткого санкционного давления "коллективного запада" во главе с США на Россию (как одного из ведущих мировых экспортеров нефти), вскоре после связанного с этой политикой визита в Эр-Рияд главы Белого дома Джозефа Байдена. Причем сама Kingdom Holding официально распространила эту информацию через безусловно лояльную нынешней вашингтонской администрации американскую соцсеть Twitter.

Нетрудно также заметить, что свое заявление компания сделала накануне визита в КСА главы КНР Си Цзиньпина. Британское издание Daily Express озвучило версию, согласно которой китайская сторона намерена предложить помощь в финансировании проектов Эр-Рияда, способную нанести серьезный удар по практике расчетов за углеводороды долларами США.

И эта версия на первый взгляд не выглядит фантастичной хотя бы в смысле вероятных намерений Пекина, если учесть беспрецедентное ухудшение его взаимоотношений с Вашингтоном. Сразу несколько публичных китайских госкомпаний объявили о намерении осуществить добровольный делистинг с фондовых бирж США, отказываясь исполнять требования американских регуляторов об аудите финансовых результатов: PetroChina, Sinopec, China Life Insurance, Aluminium Corporation of China и Sinopec Shanghai Petrochemical (нефтехимическое подразделение Sinopec).

КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТАВЩИКИ В КИТАЙ

Хотя Daily Express — это типичный британский "таблоид", но на решимость Китая и Саудовской Аравии развивать стратегическое сотрудничество без учета интересов США указывают и данные из гораздо более надежного источника, отмечает руководитель медиацентра Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Дмитрий Коптев. "В конце июля шанхайский Центр зеленого финансирования и развития сообщил, что в первом полугодии 2022 года Саудовская Аравия получила пять с половиной миллиардов долларов в рамках проекта "Один пояс — один путь", став безоговорочным лидером по объему привлеченных инвестиций", — рассказывает специалист. Ранее, как напоминает он, сообщалось, что КСА рассматривает возможность оплаты экспортируемой в Китай нефти в юанях. "А в Индию, заметим, в рупиях", — добавляет эксперт.

Коптев считает, что эти факты можно считать достаточно вескими свидетельствами сближения Пекина и Эр-Рияда.

Главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин замечает, что Kingdom Holding — частный фонд (хотя в мае текущего года бен Талал договорился о продаже около 17% суверенному фонду Саудовской Аравии. "Как один из богатейших людей Королевства, бен Талал, вероятно, согласовывает принципиальные решения с властями страны, но не более того, — рассуждает эксперт. — Покупка акций Газпрома на 365 млн долларов в феврале — это, скорее, стратегическая инвестиция, сделанная в момент, когда акциям не помешала бы поддержка со стороны крупного покупателя. То же касается и менее крупных вложений в "Лукойл" и Роснефть".

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Факт инвестирования не противоречит политической позиции правящего дома саудитов, замечает специалист, но мало говорит о ее долгосрочных перспективах.

"На наш взгляд, позиция КСА прагматична, а не принципиальна, — отмечает Кокин. — Вероятно, страна предпочла бы эмбарго, а не "ценовой потолок", чтобы занять позиции России на европейском рынке, в то время как "ценовой потолок" может негативно сказаться на ценах на нефть".

При этом эксперт признается, что трудно прогнозировать, как именно будет реализован замысел с "потолком". Он не исключает некоторого снижения российской добычи, в результате чего КСА получит возможность частично потеснить Россию на рынке, не вступая в явный конфликт.

Управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин допускает, что текущая активизация переговоров Эр-Рияда и Пекина связана также с прогрессом возвращения Ирана в ядерную сделку. "Также, несмотря на постоянное давление со стороны США, Саудовская Аравия остается верной сделке ОПЕК+, — продолжает он. — По прогнозам самой организации ОПЕК, свободных добывающих мощностей практически не останется через пару лет. Соответственно, одностороннее повышение добычи сейчас в ответ на запрос США привело бы к снижению цен на нефть, стимулированию спроса, и через пару лет — риску дефицита свободных мощностей. А это уже может вызвать экстремально высокие цены на нефть, которые разрушали бы спрос и в долгосрочной перспективе, что, конечно, не выгодно Королевству".

   %Порт© fotolia.com / soleg
%Порт© fotolia.com / soleg

Заморозка золотовалютных резервов (ЗВР) России повысила саму актуальность поиска альтернативных валют для расчетов на нефтегазовых рынках. Так, еще в марте стало известно о переговорах Китая с Саудовской Аравией о переводе расчета за нефтяные поставки в юани, — напоминает он. — Хотя препятствием выглядит привязка местной валюты, риала, к доллару".

Пока большая часть расчетов в мировой торговле, в то числе в торговле энергоресурсами, идет в двух валютах — долларе и евро. Вероятно, в ближайшие годы доля национальных валют в двусторонней торговле будет расти. Китаю мы будем продавать нефть и газ за юани, Индии — за рупии и так далее. Но номинированы эти контракты, по мнению эксперта, будут, скорее всего, по-прежнему в долларах США или евро. "Иначе можно здорово "погореть" на волатильности курсов, — считает Коптев. — Скажем, мы продали Турции газ за лиры, а те за день подешевели почти на 8 процентов к основным мировым валютам, было такое в ноябре прошлого года. Неприятный сюрприз, правда? Да и потребность российских импортеров в долларах и евро после нормализации ситуации будет нарастать".