Найти тему
Группа компаний FTnet

ТРАНСПОРТНАЯ ТЕЛЕМАТИКА И МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТА.

Оглавление

Простыми словами, телематика - это система удалённого контроля и управления подвижными и стационарными объектами.

Основная цель коммерческой телематики: оптимизация (сокращение) расходов на содержание транспортного парка и стационарных объектов (производственное оборудование).

Принцип работы телематики следующий: телематическое оборудование собирает все необходимые данные о состоянии транспортного средства/стационарного оборудования, передаёт их (чаще всего через мобильный интернет) в систему мониторинга (система сбора, обработки и хранения данных), где данные преобразуются в различные отчетные и аналитические формы (графики, таблицы, списки событий...), которые могут быть использованы для принятия управленческих решений, в том числе по минимизации затрат.

Коротко рассмотрим основные термины телематики:

Глобальные спутниковая система навигации (далее ГНСС) - система, предназначенная для определения местоположения (географических координат) наземных, водных и воздушных объектов.

Приемники сигналов от ГНСС используются в составе телематического оборудования, для определения времени, местоположения и скорости объектов.

В мире существуют несколько ГНСС, созданные в странах с развитой космической промышленностью:

1. ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – Россия.

2. GPS – США.

3. GALILEO – Евросоюз.

4. Beidou – Китай.

В случае развертывания мониторинговых систем в районах без мобильной связи (малонаселенные территории, водный транспорт и т.п.), могут быть использованы другие каналы передачи данных (УКВ радиосвязь, спутниковая связь, подвижные точки доступа)

Примером организации спутниковой связи является система «Иридиум» — всемирный оператор спутниковой телефонной связи. Покрытие составляет 100 % поверхности Земли, включая оба полюса. Благодаря данной спутниковой системе возможно определять в режиме онлайн местоположение водных и воздушных судов.

В случаях локального (местного) отсутствия сотовой связи (например техника, работающая в карьере), могут применяться системы, в рамках которых данные с телематического оборудования собираются подвижной точкой доступа (устанавливается на транспорт, который периодически покидает карьер). Такая точка, находясь поблизости к объектам мониторинга, собирает данные в свою память, а затем передает ее на сервер, когда оказывается в зоне покрытия сотовой сети или в радиусе действия Wi-Fi. Побочным эффектом такого решения является невозможность мониторинга техники в режиме online, но это решение многократно дешевле в эксплуатации, чем организация спутникового канала связи.

Наиболее часто используемая связка, среди клиентов компании FTNET, это ГНСС ГЛОНАСС+GPS и передача данных через мобильный интернет.

Телематическое оборудование.

Основным элементом телематического оборудования, устанавливаемого на объект мониторинга, является навигационно-связной терминал (метка, бортовой блок, волшебная коробочка, трекер). Именно это устройство определяет местоположение объекта, скорость, состояние подключенных датчиков и т. д. Эти данные накапливаются в памяти терминала, если нет связи с сервером, и передаются на сервер системы мониторинга, когда связь появляется (для этого в терминале присутствует флешка и SIM-карта). Также у терминала может быть встроенный аккумулятор, для обеспечения его работы, когда объект мониторинга обесточен (выключили свет на производстве, отключено электричество в автомобиле).

На сегодняшний день, на рынке транспортной телематики присутствует большое количество различных терминалов, от разных производителей. Все они одновременно схожи и различны. Схожи они по принципам работы, рассмотренным выше, а различаются своими характеристиками, например:

· способ установки (скрытый, поверхностный, со сложным подключением к проводке объекта, быстросъемные и т.п.)

· надежность (необходимо сравнивать в одинаковых условиях эксплуатации)

· компоновка (встроенные антенны внутри корпуса или отдельно подключаются снаружи, наличие аккумулятора и т. д.)

· количество и вид входов и выходов для доп. датчиков (цифровые, аналоговые)

· геометрические размеры, форма

· ограничения на условия эксплуатации (допустимые температуры, влагозащищенность, напряжение питания, помехозащищенность и др.)

· и многие другие.

Внешний вид различных терминалов, для наглядности
Внешний вид различных терминалов, для наглядности

Для контроля различных систем и механизмов объекта мониторинга, терминал может использовать встроенные и дополнительно подключаемые датчики, вот наиболее популярные из них:

· Датчики уровня топлива — это всегда внешние, подключаемые датчики. Позволяют наглядно видеть уровень топлива в емкостях (баки, цистерны). Применение таких датчиков позволяет исключить незаметное хищение топлива (факт слива фиксируется сразу), рассчитать расход топлива (используя пробег или время работы объекта, и, соответственно, информацию об уровне топлива в начале и в конце). Обычно не устанавливаются на легковые автомобили. Применяются, в основном, на грузовиках, автобусах и другой крупной технике.

Внешний вид:
Внешний вид:

· Датчики угла наклона — это всегда внешние, подключаемые датчики. Позволяют отслеживать положение агрегатов и механизмов (поднят ли ковш у экскаватора, опущен ли нож у бульдозера и т. п.). Такая информация зачастую необходима заказчику для определения времени полезной работы техники, для отслеживания добросовестной работы водителя/механизатора/оператора техники.

Внешний вид
Внешний вид

· Датчик температуры — также всегда внешние, подключаемые датчики. Позволяют получать данные о температуре окружающей среды. Чаще всего используются на различных рефрижераторах, для удаленного контроля за температурными режимами холодильной установки.

· Акселерометр — чаще всего является встроенным в терминал датчиком. Позволяет измерять перегрузки, испытываемые объектом мониторинга, по трем независимым осям. Данная информация необходима, в основном, для реализации систем контроля качества вождения и фиксации ДТП.

Модель терминала, количество датчиков, их устройство и способ настройки, определяются индивидуальными потребностями клиента.

Программное обеспечение.

Все указанные в предыдущем разделе данные (местоположение, скорость, время фиксации, состояние доп. датчиков и пр.), которые мы собираем с объектов мониторинга, должны собираться в единой системе. В случае коммерческой телематики – это система мониторинга.

Разнообразие функционала, присущего системам мониторинга, можно обобщенно разделить на следующие блоки:

1. Сбор данных — на этом этапе функционирования, система мониторинга обеспечивает получение данных от терминалов. Качество реализации этого функционала определяется количеством поддерживаемых моделей терминалов, а также количеством одновременно обслуживаемых терминалов.

2. Хранение данных — данный функционал определяет возможности системы по объемам накопленных данных и срокам их хранения. Сложно говорить о ценности системы мониторинга, если она не позволяет получить доступ к данным из прошлого.

3. Аналитика — блок, отвечающий за автоматизацию анализа накопленных данных (сравнение, расчеты, прогнозы, усреднения), а также за разнообразие и содержательность отчетных форм, выдаваемых системой пользователям (графики, таблицы, диаграммы). Неизмеримо легче работать с системой, которая сама рассчитывает необходимые пользователю показатели (средний расход топлива, наработку каждого водителя, наступление очередного ТО и т.д.), чем с системой, выдающей «сухие» накопленные данные.

4. Интеграция с внешними системами — передача данных в другие автоматизированные системы (различные центры обработки данных, органы исполнительной власти, 1С, SUP и др.). В современном мире жизненно необходимо обеспечить максимально автоматизированную «сквозную» обработку информации — бухгалтер не хочет пересчитывать объемы израсходованного транспортом топлива (собираются системой мониторинга) в суммы, которые необходимо внести в расходы в бухгалтерском балансе, и это только один из примеров. В связи с этим, возможность взаимной интеграции с внешними системами — очень важный функционал системы мониторинга.

На данный момент количество различных систем мониторинга довольно велико, но компания FTNET использует в основном систему мониторинга Pilot. Основные преимущества данной системы мониторинга, по сравнению с аналогами:

· Полностью отечественное ПО,

· Гарантированный срок хранения данных на территории России свыше 30 лет,

· Возможность подключения 99% бортового навигационного оборудования, представленного на российском рынке

· Готовая интеграция с любыми топливными картами на территории РФ

· Открытое API для взаимодействия с внешними системами (1C, SUP и др.)

· Модульная архитектура, обеспечивающая точную адаптацию под задачи клиента.

· Погрешность контроля уровня топлива до 1%

· Гибкая система разграничения прав доступа пользователей на атомарном уровне

· Полнофункциональные приложения для доступа в ситему на Android и iOS

· Техническая поддержка "живыми" специалистами 20 часов в сутки

Более подробно о преимуществах в следующих наших статьях, ну а если у вас уже сейчас возникли вопросы, то переходите на сайт компании FTNET, заполняйте форму и мы обязательно с вами свяжемся и расскажем о том, как и каким образом телематика при грамотном мониторинге сокращает расходы?

: