Найти тему
Блог ЖД фотографа

Красный Холм: сонная станция на малодеятельной железной дороге. Но даже тут исторический вокзал покрашен в корпоративные цвета РЖД.

Есть в России такие железные дороги, где поезда ходят настолько редко, что в ожидании эксклюзивных кадров порой можно просидеть целый день в одной точке, а каждая фотография - на вес золота. Одной из таких дорог является ветка Сонково - Будогощь - Петербург, которую ещё называют Савёловской Магистралью. Она соединяет собственно Сонково с Санкт-Петербургом, проходя через маленькие города, а также забытые богом посёлки и деревни Тверской и Новгородской областей: Хвойная, Пестово, Остолопово - слышали вы хоть раз эти названия?

А вы на канале Блог ЖД Фотографа, где я рассказываю о многодневной поездке в Ярославль, Рыбинск и другие города, которая состоялась в 2012 году. В прошлый раз я показал вам город Бежецк:

Если хотите прочитать рассказ с самого начала, вот оно:

А я продолжу, как ни в чём не бывало с того места, где остановился.

На часах всего лишь 11.42, впереди ещё целый день ожидания красивых кадров с поездами в тверском лесу, а мы уже вышли из автобуса в небольшом городке Тверской области Красный Холм. Наш красавец-автобус Setra 215, которому уже на тот момент было 32 года, после непродолжительной стоянки продолжил свой путь на Весьегонск, оставив нас наедине с шедевром русского зодчества - зданием железнодорожного вокзала, которое одновременно являлось и автостанцией.

В 1980 году Германия строит такой автобус, аналога которому российские производители до сих пор не представили. И уже не представят, вероятно.
В 1980 году Германия строит такой автобус, аналога которому российские производители до сих пор не представили. И уже не представят, вероятно.

Станция Красный Холм была открыта в 1899 году, предположительно, в те же годы был построен и вокзал, но точной даты мне найти не удалось. Одноэтажное деревянное здание, покрашенное в бежево-розовый, со множеством резных элементов, с кирпичной трубой и аккуратно постриженным газоном, понравилось мне настолько, что я готов был разглядывать его часами, хоть и не интересовался в те времена архитектурой.

Вот что такое архитектура. А не то недоразумение, которое стоит в Геленджике за семью заборами.
Вот что такое архитектура. А не то недоразумение, которое стоит в Геленджике за семью заборами.

Интерьер здания соответствует внешности - его украшают аналогичные резные элементы, покрашенные уже в синий цвет с жёлтыми фрагментами. Голубые советские лавочки, деревянные оконные рамы дополняют облик помещения, а абсолютная тишина и отсутствие людей делают этот старинный вокзал похожим на своего рода железнодорожный храм, в котором находишься, затаив дыхание. Если вы бывали в таких местах, то наверняка меня поймёте: ты заходишь в зал, за тобой со скрипом закрывается дверь, непродолжительное эхо, а потом наступает почти звенящая тишина.

Вокзал, в котором можно просто стоять и наслаждаться атмосферой.
Вокзал, в котором можно просто стоять и наслаждаться атмосферой.

Естественно, железнодорожные горе-пиарщики, которым надо было куда-то деть две фуры красной и серой краски, не могли обойти стороной этот прекрасный вокзал, и в какой-то момент его перекрасили в соответствии с так называемым корпоративным стилем. Исторический облик? Плевать! Это Красный Холм, кого тут волнуют подобные мелочи? Скажите спасибо, что поставка сайдинга и потолков армстронг задержалась на границе с Китаем, ведь соблазн превратить шедевр архитектуры в строительную бытовку у российских железных дорог был всегда.

Если не брать во внимание историческую окраску, то выглядит не худшим образом.
Если не брать во внимание историческую окраску, то выглядит не худшим образом.

Готовя эту статью, я узнал, что Красный Холм богат на подобные старинные деревянные здания, а также здесь расположены руины Краснохолмского Антоньевского монстыря, и, насмотревшись на фотографии всей этой красоты, даже немного жалею, что мы с Георгием совсем не погуляли по городу, а сразу отправились в лес ловить поезда.

Краснохолмский монастырь. Фото из Википедии.
Краснохолмский монастырь. Фото из Википедии.

Мы оказались на перегоне Красный Холм - Сонково. Вместо непризнанных шедевров деревенного зодчества, которые при правильном подходе местных властей могли бы сделать Красный Холм туристическим местом, нам открылась менее увлекательная картина: уходящий за лес путь в траве с промасленной полосой, оставленной старыми тепловозами. Вдоль этого пути мы и начали наш поход.

Антураж малодеятельной железной дороги
Антураж малодеятельной железной дороги

Оставляя позади станцию Красный Холм, на которой царила завораживающая тишина и завораживающая пустота, мы отправились в сторону Сонково, рассчитывая по дороге найти красивые точки съёмки и испытать удачу, сфотографировав хоть один грузовой поезд, а выходные светофоры, сиявшие красными огнями, говорили нам: "не сейчас, парни. Подождите ещё часик. Или четыре."

Никого и ничего. Завораживающая пустота выглядит именно так.
Никого и ничего. Завораживающая пустота выглядит именно так.

Железнодорожная ветка Сонково - Будогощь, на которой и расположен Красный Холм, в 2012 году была малодеятельной. До появления транзитных грузовых оставался ещё целый год; две пары пригородных поездов, а также редкие местные вывозные - вот и всё, чем могла похвастаться Савёловская магистраль 10 лет назад. Состояние путей было соответствующим - деревянные шпалы да заросли травы.

Сюда бы зайцев из той песни, чтобы скосили всю трын-траву.
Сюда бы зайцев из той песни, чтобы скосили всю трын-траву.

Спустя 20 минут мы вышли к переезду, который находится в нигде: за всё время, что он был в поле видимости, по нему не проехал ни один автомобиль, а вокруг него - пустынные луга Тверской области, разрезанные лесопосадками. Даже сложно поверить, что менее, чем в 300 километрах от этого места находится Москва. Несущиеся куда-то тучи только усиливали таинственность этой картины.

Поездов всё не было и не ожидалось, зато в траве я нашёл много огромных красивых пауков, каждый из которых был сфотографирован. Больше всего меня удивили два паука красно-коричневого цвета: они вообще с нашей планеты? Ставьте лайк, если вас тоже завораживают невероятные рисунки на их круглых брюшках!

Гуляли мы с Георгием неспешно: за собирательством пауков и разговорами о поездах, прошли всего пять километров, и оказались у остановочного пункта 288 километр. Тут мы устроили привал, а дальше - вовсе решили не ходить, и стали ждать поездов, сидя на старых шпалах.

Сам остановочный пукнкт представляет собой бордюрные камни с остатками асфальта, поросшими травой, а на деревянном столбе рядом с этой импровизированной платформой висит древний советский фонарь. Интересно, висит ли он сейчас.

288 километр. Лучше уж так, чем как на Северном БМО после реконструкции.
288 километр. Лучше уж так, чем как на Северном БМО после реконструкции.

Долго сидеть на шпалах не пришлось: спустя 20 минут мы услышали звон расположенного неподалёку переезда, затем гудок и шум дизеля - и наконец, пойман наш первый поезд! Это была синяя одиночная "Машка" с порожними вагонами-лесовозами, которая, вероятно, направлялась на погрузку в Весьегонск. Очень некстати тучи начали расходиться, поэтому на мою "мыльницу" фотография получилась не самым лучшим образом, ведь солнце светило почти что в объектив. Что касается тепловоза, то его история забавна: синюю окраску он получил предположительно в 2009 году во время капитального ремонта, в 2014 его почему-то перекрасили в зелёный, в 2015 - обратно в синий, а уже к 2020 году изгадили корпоративной окраской. Как вышло, что тепловоз так часто менял свой облик, и почему его уже в 2014 не покрасили в красно-серый - не очень понятно.

Ого! Да тут люди, оказывается, бывают - наверняка подумал машинист.
Ого! Да тут люди, оказывается, бывают - наверняка подумал машинист.

Чем мы занимались следующие два с половиной часа, ожидая пригородный поезд из Пестово в Сонково, я уже и не помню, но лучше бы мы это время потратили на изучение зодчества Красного Холма. Незадолго до появления пригорода мы прошли немного в сторону Сонково и расположились около переезда, чтобы сфотографировать, как поезд из кустов выезжает на залитую солнцем поляну. Грунтовая дорога, по которой до сих пор не проехало ровным счётом ничего, тем не менее, даже оказалась оснащена дорожными знаками. Невероятно! Впрочем, изучая карту при подготовке статьи, я узнал, что дорога тупиковая и ведёт в две деревни. Неудивительно, что широким спросом она не пользуется.

Не самая плохая дорога, между прочим. Интересно, на ней уже положили асфальт?
Не самая плохая дорога, между прочим. Интересно, на ней уже положили асфальт?

А вот и пригород. Типичный "Машкопоезд" - синий тепловоз ДМ62 да зелёный вагон. Классика тех лет! Сейчас такое нигде уже не увидишь. Яркая солнечная фотография заняла достойное место в моей коллекции.

Машкопоезд во всей красе.
Машкопоезд во всей красе.

Тепловоз быстро набрал скорость, отъехав от остановочного пункта, промчался мимо нас, а потом ещё несколько минут мы слышали его перестук колёс, пока он полностью не скрылся из вида. До следующего пригородного, в котором мы собирались уезжать, было почти два часа, и мы сохраняли надежду поймать ещё какой-нибудь эксклюзив. Низкий басовитый гудок со стороны Красного Холма, который раздался спустя полчаса после пригородного, сулил нам нечто интересное. Немного погодя гудок повторился, но уже ближе к нам. Спустя несколько минут слышно шум дизеля... Опять гудок... Начал звенеть переезд (что? регулируемый переезд на дороге, где в день проезжает пара машин и пара поездов?)... Зелёный силует выезжает из кустов на залитую солнцем поляну... Сборный грузовой! Зелёный тепловоз! "Круглофарая" Машка! Потрясающая солнечная фотография редкого тепловоза за работой вызвала у нас обоих бурю радости, сравнимую разве что с радостью футбольных фанатов, когда их любимая команда одерживает победу. Нам хотелось прыгать до небес, петь песни, кричать и дуть в гуделку, ведь удача повернулась к нам своей самой лучшей стороной. Мало того, что сам по себе грузовой поезд приехал, так ещё и с редким тепловозом - часы ожидания не пролетели впустую.

Самый эксклюзивный эксклюзив, самое удачливое фото в 2012 году!
Самый эксклюзивный эксклюзив, самое удачливое фото в 2012 году!

...спустя 50 минут на горизонте появился третий поезд, в котором нам предстояло возвращаться на станцию Сонково, чтобы продолжить своё путешествие. Увы, уезжать нам было больше не на чем, поэтому сфотографировать пригород из Весьегонска на переезде не получилось. Впрочем, и сделанная с платформы фотография ползущего через кусты тепловоза со скользящими по его кузову тенями, тоже выглядит довольно неплохо.

-17

Удивительный был 2012 год. Две пары пригородных поездов ходили через Красный Холм ежедневно (один - точно ходил ежедневно, а другой, вероятно, по определённым дням, а если я неправ - поправьте в комментариях), сейчас же дважды в неделю пригород идёт на Весьегонск, дважды в неделю - на Пестово. Наверное, местные жители, которые больше не могут в любой день съездить в районный центр, очень благодарны руководителям своих областей за отказ от этих рейсов.

А нас с Георгием Весьегонский пригород везёт в Сонково, где наши похождения продолжатся.

Красный Холм получает 10 зелёных Машек из 10. Завораживающая пустота и звенящая тишина так называемой Савёловской Глухомани, где каждая фотография поезда - на вес золота. Что ещё нужно для счастья любителю редких локомотивов?

С вами был Блог ЖД Фотографа. С меня крутой контент, а с вас - подписка, лайк да комментарий. Также можете поддержать меня пожертвованием, если есть желание и возможность. До новых встреч!

Продолжение:

Оглавление и краткое содержание всей поездки:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц