10 лет назад, когда почти все локомотивы были зелёными, а красно-серые можно было пересчитать по пальцам, железнодорожные фанаты вели охоту не за расцветками, а за определёнными сериями локомотивов. Для этого лучше всего подходил Сонковский железнодорожный узел на окраине Тверской области - именно там можно было поймать все серии тепловозов: от 2ТЭ10 и 2М62 всех видов до 2ТЭ116 и ТЭП70 всех расцветок.
Недолго думая, мы с моим другом Георгием отпавились в двухдневное путешествие, чтобы испытать удачу и поймать как можно больше разнообразных локомотивов. С чего всё начиналось, вы можете узнать из из первой части рассказа:
А в предыдущей части я рассказал о станции Сонково:
Но продолжим же! Поднять - подняли, а разбудить забыли - примерно так можно описать моё состояние, когда в 8 часов утра, после 20-минутной неудачной попытки поспать на полке плацкартного вагона, мы с Георгием вылезли из пригородного поезда на станции Бежецк, а вместе с нами - ещё пара пассажиров. В первую очередь мы, конечно, побежали фотографировать локомотив: да, только что мы сфотографировали его в Сонково, но теперь ведь он уже в Бежецке! Фотография лишней не будет, да и зелёный тепловоз ДМ62-1759, прошедший модернизацию в 2009 году на Уссурийском заводе, был достаточно интересным. Выразительности ему прибавлял оранжевый молдинг под лобовыми окнами, который в Уссурийске догадались не убирать при ремонте.
Не успел наш пригородный скрыться из вида, как с соседнего пути на освободившийся перегон отправился 2ТЭ116 с цистернами: он зажёг прожектор, дал протяжний свисток и начал тарахтеть и свистеть, набирая обороты. Сильного восторга он у нас не вывзал, ведь в 2012 году зелёных тепловозов, а тем более, таких пыльных, на россйиских железных дорогах было предостаончно, да и охота у нас велась на определённые, более старые, типы локомотивов.
Когда грузовой поезд закончил змеиться по стрелкам, и скрылся из вида, а последние пассажиры, сошедише с пригородного поезда, разошлись своими дорогами, на станции Бежецк вновь наступила привычная тишь да гладь, и у нас появилась возможность впитать в себя весь её антураж. Вокзальный комплекс представлен собственно вокзалом, построенным, вероятно в 1950-е годы, а также небольшим хозяйственным зданием. Очень уместно выглядит в таком окружении старый фонарь на чёрном деревянном столбе.
Сама станция Бежецк была запущена в 1870 году вместе с очаровательным деревянным вокзалом, который был уничтожен бомбардировками, вероятно, в 1941 году. Позже на его месте возвели здание попроще - из кирпича и без архитектурных излишеств, которое выглядит получше тех вокзалов в стиле строительных бытовок, которые РЖД сооружает сейчас, а изюминкой здания можно считать слово "вокзал", выполненное в виде огромных букв, прикреплённых к крышевому ограждению. На момент нашего посещения здание было в умеренно запущенном состоянии, что, вероятно спасло его от обнесения железным сайдингом, как это было сделано с вокзалом на станции Сонково. Брр... Лучше уж никакого ремонта, чем такой, какой провели в Сонково...
После осмотра вокзала настало время возвращаться к тому, за чем мы приехали в Бежецк - к съёмке поездов. В надежде поймать 2ТЭ10В или 2ТЭ116 раннего выпуска, мы решили выйти на прилегающий перегон в сторону Сонково. Фотографировать на территории станции считалось дурным тоном, ведь станционные пути, провода и столбы казались нам чем-то лишним, и уже через 20 минут мы очутились в паре километрах от цивилизации. Первый поезд появился неожиданно, и мы не успели найти места для его съёмки лучше, чем сомнительная (на мой современный взгляд) канава в кустах, в которой нам пришлось разместиться, а через пару минут фотография старого и интересного 2ТЭ116-805, фишкой которого был прожектор в "сидении от унитаза", уже была на моей карте памяти. Ничего не скажешь - кусты дейсвительно лучше старинного вокзала. (Нет).
Одной из целей нашей поездки были тепловозы 2ТЭ10В. Я во многих статьях рассказывал о том, почему эти динозавры интересны, но не поленюсь повторить: уже в 2012 году они были довольно редкими, а внешность у них была суровая и зелёная, потому фотография "Вэшки" была сродни поимке какой-нибудь редкой рыбы, вроде язя, в пожарном пруду рядом с вашей дачей. А вот и она - Вэшка собственной персоной ползёт в направлении Сонково: высокие буферные фонари и гудок, как у паровоза, дым из всех щелей и зелёная окраска - наш желанный локомотив, который по какой-то причине я сфотографировал вместе с торчащими со всех сторон ветками. В 2014 году этот тепловоз из депо Иваново отправили в Воркуту, где он проработал до 2018 года.
Полчаса спустя опять дизель за лесом, на этот раз - со стороны Сонково, и вот на горизонте появился красавчик-тепловоз ТЭМ18ДМ-333, тащивший в Бежецк две бочки - небольшую и огромную. Да, это был тот же самый локомотив, который утром мы видели в Сонково, и конечно же, мы сфотографировали его во второй раз. Не пропадать же добру!
Улов наш был не слишком большим, и как бы ни был велик соблазн бросить всё и остаться на перегоне до конца дня в надежде поймать ещё пару-тройку интересных локомотивов, мы всё-таки отправились обратно на станцию Бежецк, чтобы сесть в автобус до нашей следующей точки съёмки - городка Красный Холм.
По дороге мы обратили внимание на территорию местного автотранспортного предприятия, у ворот которой на пьедестале красовался автобус-ветеран ПАЗ-672 в пригородном исполнении (без задней двери). На тот момент автобус явно был в ходовом состоянии, о чём свидетельствовали свежая краска, накачанная резина и крашеные колёса а также наличие зеркал и дворников - хоть сейчас снимай его с постамента да отправяй на парад!
И, как позже выяснилось, автобус действительно принимал участие в торжественных мероприятиях, проходивших в Бежецке: например, в 2014 году он был замечен на параде в честь первомайских праздников. Правда, фотография 2021 года говорит о том, что автобус настигло забвение: его краска потухла и облупилась, а колёса спущены. Либо сотрудник, который берёг старичка, больше не работает на автопредприятии, либо это его нормальное состояние и к ближайшему параду автобус должен быть восстановлен. Лично я, само собой, надеюсь, на второй вариант, ведь такие автобусы можно пересчитать по пальцам. Каждый более менее уцелевший экземпляр должен быть учтён и бережно сохранён для истории, в том числе и этот, в Бежецке.
А мы вернулись на станцию Бежецк, где ничего не поменялось: пустой перрон, лёгкий августовский ветерок слегка колышет деревья, склонившиеся над платформой, кузнечики пиликают в лесу, а из грузового парка выкатывается синяя "Машка", которая, видимо, формирует сборный грузовой поезд, чтобы затем отвезти его в Сонково. Удивительно, но, судя по имеющимся в интернете фотографиям, этот тепловоз до сих пор бегает в синей ливрее. Не чудо ли это?
Скоро появился наш автобус - Потрясающая Setra 215 1980 года выпуска по маршруту Тверь - Весьегонск. Я только недавно понял, что автобусы ЛИАЗ-677, которые все восхлавляют, на самом деле не такие уж великие: ни один из них не проработал в маршрутном движении столько, сколько эта Сетра: когда мы ехали в ней вдоль бесконечных полей борщевика по дорогам то гладким, то разбитым, словно стиральная доска, я даже не задумывался о том, что автобусу уже на тот момент было 32 года, что в действительности довольно много. Сколько Лиазов-677 отслужили такую службу? Где они все? А Сетры такие даже сейчас попадаются с завидной регулярностью.
Спустя два часа мы с Георгием были уже в Красном Холме, где нас ожидала малодеятельная на тот момент ветка Сонково - Будогощь, а также азарт и надежда сфотографировать хоть один грузовой поезд, что было бы успехом, учитывая объёмы движения на этой ветке в 2012 году.
Но об этом я расскажу в следующий раз. А Бежецк получает от меня 7 ПАЗиков из 10. Уютный городок, разнообразные локомотивы и потрясающий автобус-памятник ПАЗ соседствуют с довольно скучной локацией для съёмки поездов. Да и кроме этого ПАЗика, если честно, в городе чего-то слишком интересного мне найти не удалось. Надеюсь, что хотя бы этому ПАЗику не позволят отправиться в металлолом, тогда можно будет и на первомай приехать в Бежецк, чтобы в нём прокатиться.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Подпишитесь на канал и включите уведомления, чтобы не пропустить продолжение, а в комментариях попробуйте разубедить меня в том, что Бежецк не слишком интересный городок для туристов. Если есть желание, поддержите, пожалуйста, мой канал пожертвованием. До новых встреч!
Продолжение:
Оглавление и краткое содержание всей поездки: