Заглядываем в королевским мир. Поверьте, ритуалов и их особенностей там достаточно. В средние века продолжение рода у знати было необходимостью – наследники, всё же. А потому иной раз королевы могли и позавидовать простолюдинам – последним легче рожать.
Так, примерно за месяц до родов, знатная дама покидала двор. Её территория на ближайшее время – собственные покои. Пару фрейлин, несколько служанок – это все, кто с ней был рядом. Иногда захаживал супруг и лишь самые ближайшие родственники.
Развлечения? Увольте
У беременной знати на этот период предполагалось одно развлечение – находиться в горизонтальном положении. Ни тебе прогулок, ни подружек.
И ещё закрывались окна, ставни. Доверия в такой ответственный период не было даже к воздуху. Ну а вдруг с его помощью какая-то зараза доберётся?
Не будем приукрашивать. Пару «развлечений» всё же было. Например, чтение Библии. Или молитвы. И те – не самостоятельно, а слугами.
Я так не хочу
Королева или иная знатная дама, вроде и была хозяйкой положения во многом, но не при таких обстоятельствах. Так почему у столь важной персоны не было никаких возмущений? Ведь условия, мягко говоря, так себе.
Ответ прост. Вера. Вера мужа и остальных в то, что ответственность за ребёнка уже находится на матери. И если он родится каким-нибудь «не таким», обвинят именно её. Не послушала, пошла прогуляться, открыла окна – тут любая оплошность была бы на вес золота и упрёком на всю оставшуюся жизнь.
Ходило и такое мнение, что дети в утробе уже слышат, даже видят. Потому беременные и «запирались» практически в одиночестве. Чтобы не видеть никаких уродств, неприятных людей, вещей.
«Обезбола» тогда не было, потому что для роженицы готовился специальный напиток. По сохранившимся данным, там смешивали травы (специи) и вино. Верили в то, что такой подход придаёт сил женщине.
Мужчины – прочь
Прав у мужчин-врачей было минимум. К королевам они и пальцем прикоснуться не могли. Максимум – помочь советом. Что касается самих родов, то туда им ход был совершенно закрыт. Но история помнит, что исключения встречались.
И всё бы ничего. Оно может и логично. Только вот «врачих» в те времена не было. И кто должен был оказывать помощь рожающей? Эта ноша падала либо на повитух с опытом в родах, либо на фрейлин. Реже – на ближайших родственниц-женщин.
Условия
Вполне логично будет задаться вопросом: «А что с остальными условиями?». И тут не лучше. Недостаточная гигиена, зачастую – антисанитария, руки никто не мыл (норма средневековья и для высшей знати, и для простолюдинов).
А потому обычным делом были завещания. Примерно за неделю-другую до предполагаемой даты родов. И уж поверьте, история помнит, что они были действительно нужной вещью.
Разумеется, наследники были важнее матери. Поэтому, когда вставал выбор за кого браться в первую очередь, на знатную маму он никогда не падал. Главное – ребёнок, она – если повезёт.
И основное – свидетели. Прямо как у современной полиции. Таковые должны быть во время родов, чтобы ребёнка не подменили, а короля – не обманули. Толпы любопытных «варвар» были нормой.