Альберт Эллис — американский психотерапевт, основатель Рационально-эмотивной поведенческой терапии (РЭПТ), которая является одним из базовых направлений когнитивно-поведенческой терапии, наравне с более популярной (в России) когнитивной терапией (КТ) А. Бека. С Беком они, кстати говоря, были в хороших отношениях и придерживались одних и тех же базовых постулатов, определяющих взгляд на природу психологических (эмоциональных и психических) нарушений.
Статья является переводом оригинальной статьи А. Эллиса и может быть полезна клиентам, которые только ищут "своего" психолога и эффективный и подходящий им подход, а также практикам, ещё только интересующимся РЭПТ и уже в него влюблённым. Приятного прочтения!
Ellis A. My philosophy of psychotherapy//Journal of Contemporary Psychotherapy. 1973. V.6. №1. P.13.
Мой подход к психотерапии сводится к тому, чтобы как можно быстрее свести к нулю базовую философию жизни моих клиентов, чтобы заставить их однозначно понять свои ядерные иррациональные убеждения и их частую обреченность на провал; убедить их в необходимости работать головой рационально, эмотивно и поведенчески, чтобы измениться.
Моё основное предположение заключается в том, что практически все «невротические» личности зачастую мыслят искаженно, магически, догматично и нереалистично. Они не только хотят, желают или предпочитают; они требуют. Они не просто желают добиться успеха, удовлетворенности или большой любви в отношениях; они обязательно должны быть королями или королевами этой жизни: благородными, совершенными, богоподобными. Они хотят казаться кем-то вместо того, чтобы быть самими собой. Они упрямо отказываются работать над изменением неприятной реальности или изящно путают ее, когда она действительно неизменна. Они больше предпочитают приказывать жизни, что она должна быть такой, какой они хотят её видеть; и, следовательно, тратить значимую часть своей жизни на то, чтобы ныть, плакать, пребывать в депрессии и злиться каждый раз, когда их требования не исполняются.
Другими словами, моя психотерапевтическая #философия утверждает, что подавляющее большинство людей в любой точке мира страдает от эмоциональных нарушений из-за того, что они просто-напросто не могут принять себя как несовершенных, допускающих ошибки, людей. Они предпочитают быть супергероями; и именно потому, что быть ими они не могут, а также потому, что родились с врожденными тенденциями к тому, чтобы негативно оценивать себя (а не свои поступки), каждый раз, когда они не достигают своих нереалистичных идеалов, они думают о себе, как о недочеловеке. Затем они чувствуют тревогу, вину, стыд, ненависть по отношению к себе. Также они обычно имеют низкий уровень переносимости фрустрации (низкая способность к перенесению жизненных трудностей и лишений — Г.С.) по отношению к неизбежным недостаткам других людей и других хлопот, связанных со существованием в этом невыносимо трудном мире. Из-за того, что они убеждены в том, что другие должны быть добрыми, внимательными, любящими и справедливыми, что жизнь должна быть лёгкой, избавленной от лишних усилий и спонтанных помех, они быстро переходят от адаптивных чувств, таких как печаль, сожаление и раздражение к нездоровым чувствам, коими являются подавленность, чрезмерная жалость к себе, гнев и депрессия.
Позвольте мне, несмотря на риск показаться скучным и повторить — этот пункт имеет принципиальное значения для понимания моей философии психотерапии. На практике все люди имеют сильные врожденные и приобретённые тенденции к тому, чтобы действовать по-детски всю свою жизнь: определять собственные желания как абсолютные необходимости; искренне верить тому, что они должны быть идеальными, что другие должны быть справедливыми, что их условия жизни должны быть комфортными и приятными. Хуже то, что они распространяют свою нелогичную и саморазрушительную риторику на область своих эмоциональных нарушений. Они убежденно верят в то, что они не должны иметь эмоциональных нарушений, а если так всё-таки получилось и они выбрали какую-то из видов психотерапии, то они должны стать наилучшей версией себя за кратчайшие сроки. Зачастую они терпят неудачи из-за трёх видов ошибок: во-первых, мнение об уникальности и неповторимости собственного нарушения, во-вторых, убежденность в том, что они не смогут избавиться от симптоматики, и в-третьих, о неспособности терапии привести к результатам. Результатом такого перфекционистского мышления, которое является свойством человека, всегда становятся эмоциональные нарушения и тенденции к саморазрушению. Их сопротивление к терапии устойчивое и сильное не потому, что они ненавидят своих терапевтов или не хотят становиться лучше, а потому, что им без исключения затруднительно отказаться от магических предсказаний и принять суровые факты реальности, упорно и с большими усилиями менять свои базовые философские воззрения или то, что Альфред Адлер называл невротическими целями.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И СТИЛЬ
Если принять всё сказанное выше, то становятся очевидны мои цели и психотерапевтический стиль. Я полностью уверен в том, что продуктивным и эффективным будет показать моим клиентам следующее:
- Они частично несут ответственность за собственные симптомы; хотя влияние условий прошлого или будущего на их жизнь может быть значимо и порой выбивать из колеи, эти жизненные события сами по себе не создают эмоционального нарушения.
- Понимание того, как клиенты мыслят и ведут себя, чтобы расстроиться, обычно только прелюдия к личностным изменениям; только волевые усилия помогают использовать эти знания, чтобы помочь им думать, чувствовать и поступать по-другому, не только улучшить себя, но и остаться этой улучшенной версией себя.
- Главное поведенческое ядро самых серьёзных нарушений заключается не в человеческой тенденции оценивать чужие поступки, действия и выходки (которые зачастую хороши и необходимы для выживания и удовольствия), а в сильнейшей склонности строгих и морализаторских оценок себя и других, попытки сформировать отчёт о их сущности, ценности, глобальной значимости. Базовая цель глобальной оценки и измерения значимости заключается не в том, чтобы стать счастливее (или сделать таковыми других), а в том, чтобы одних людей обожествить, а других обесчеловечить. Если не отказаться от этой идеи, можно быть обреченным на пожизненную тревогу, депрессию, стыд и враждебность.
- Упорно работая над своими врожденными и приобретенными склонностями пытаться контролировать Вселенную и доказывать, что они лучше других людей, используя различные когнитивные, эмотивные и поведенческие техники, клиенты смогут почувствовать значительные изменения в собственной жизненной философии, нивелировать их плаксиво-детское мышление и поведение, и, наконец, стать эмоционально стабильными и самопринимающими личностями.
АКТИВНО-ДИРЕКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
Поскольку я оптимистически полагаю, что большинство из тех, кто достаточно мотивирован, чтобы прийти на терапию, могут хотя бы частично достигнуть этих целей (часто в течение нескольких месяцев), я принимаю активно-директивную терапевтическую позицию. Главный вид моей активности, занимающий большую часть времени, состоит из вовлеченного, заинтересованного, решительного обучения. Я показываю клиентам, используя ситуации из их собственной жизни, что, когда они чувствуют тревожность, вину, депрессию, саморазрушение или гнев в точке С (означающей эмоциональные последствия), это не напрямую вызывается А (событиями, которые происходят, или которые предположительно могут произойти). Скорее они самостоятельно делают обязательными те нарушения или симптоматику, чтобы сознательно или бессознательно следовать своим убеждениям в точке В.
Более того, теория Рационально-эмотивно-поведенческой терапии (которую я использую уже на протяжении более 50-ти лет (РЭПТ было около 50 лет на момент написания статьи — Г.С.), утверждает, что каждый раз, когда люди расстраиваются, они имеют также и Рациональные Убеждения (РУ), которые приводят к переживанию здоровых эмоций (таких как волнение, грусть и досада) в пункте С. Они также обладают Иррациональными Убеждениями (ИУ), которые приводят к переживанию нездоровых негативных эмоций (таких как тревога, депрессия и ярость) в пункте С. Таким образом, когда вы переживаете о том, что были кем-то отвергнуты (А) и чувствуете грусть и разочарование (С), сперва вы говорите что-то подобное: «Действительно не круто то, что меня отвергли. Мне не понравилось то, что произошло и я жалею о том, что так случилось. Но я способен пережить это и продолжу жить — хотя и не глобально, но счастливо». Соответственно, вы испытываете грусть, разочарование и раздражение в точке С.
Вы, однако, склонны также использовать Иррациональные Убеждения (ИУ), такие как: «Ужасно то, что я был отвергнут! Я не смогу это пережить. Я должен был повести себя лучше, что помогло бы мне быть принятым, именно из-за того, что я не сделал того, что должен был, я жалкий червяк, который, скорее всего, всегда будет отвержен и едва ли когда-нибудь почувствует удовольствие от своей жизни!». Искренне веря в эту чепуху, вы заставляете чувствовать себя разрушительную тревогу, депрессию и чувство никчемности.
В Рационально-эмотивно-поведенческой терапии (#РЭПТ) самым важным методом избавления от Иррациональных Убеждений, и, соответственно, переживания здоровых эмоций в точке С, является Диспутирование (D) этих убеждений, что я демонстрировал в нескольких книгах из списка литературы этой статьи (список литературы не указан в настоящей публикации, потому что значимая его часть не была переведена на русский язык, тем не менее большое количество книга Эллиса есть на русском — Г.С.). Таким образом, я призываю вас спросить себя, в точке D: «Что ужасного в том, чтобы быть отвергнутым? Где доказательства того, что я не должен быть отвергнутым? Докажи то, что я должен или обязан поступать лучшим образом и быть принятым? Даже если я никогда не буду поступать лучшим образом и постоянно буду отвергнут (что, всё-таки, очень маловероятно), как это сделает меня никчемной личностью? Жалким? Червяком?».
Если вы настойчивы в Диспутировании, обычно (иногда довольно быстро) вы обретаете Новое Эффективное Убеждение (Е), которое звучит примерно так: «Мир не становится ужасным, катастрофичным или невыносимым из-за того, что я был отвергнут тем, кто был значим для меня; это лишь серьёзное неудобство и фрустрация, которую я никогда не расценю как позитивную, но которую я, тем не менее, могу пережить. Я не приемлю никаких «должен», «обязан», «следует», я выбираю только «мне этого хотелось бы, это было бы лучше для меня». Я буду стараться для того, чтобы тот, кто для меня значим, принял меня, но, если волею судьбы или из-за недостатка навыков, у меня это не выйдет, это останется неприятным, но точно не станет концом света. Если у меня не получится, это будет значить только то, что у меня что-то не получилось. И точка!».
После нескольких сеансов индивидуальной или групповой терапии, или после чтения или прослушивания материалов по РЭПТ, вы всё-таки примете эту систему ценностей, вы станете значительно лучше себя чувствовать. Вы, с большой долей вероятности, навсегда останетесь человеком, который допускает ошибки, старается избавляться от самоуничижительных убеждений и который иногда переживает тревогу, депрессию или ярость. Однако если у вас получилось сделать себя в основном рациональным и менее самоуничижительным, состояния, вызванные эмоциональными нарушениями, уменьшатся в частоте своего проявления, интенсивности и продолжительности.
Эмотивная сторона РЭПТ, с моей стороны предполагала использование (в индивидуальных и групповых консультациях) следующих методов: ролевая игра, безусловное принятие, рационально-эмотивная визуализация, упражнения на атаку чувства стыда, конфронтация, эвокативные техники переживания эмоций, задания по принятию рисков, и другие эмпирические методы. Поведенческая сторона РЭПТ у меня была представлена использованием десенсибилизации, ассертивного тренинга, самостоятельные терапевтические домашние задания для тренировки in vivo, оперантное обусловливание и другие методы. РЭПТ привёл к развитию когнитивно-поведенческой терапии (КПТ); хотя в течение 10 лет она была одинока в отношении взглядов на процесс терапии, сейчас обретает уважение в глазах многих поведенческих и других терапевтов, которые частично или всецело приняли её теорию и практику, в том числе Аарона Бека, Арнольда Лазаруса, Дональда Мейхенбаума и Дэвида Барлоу.
Моя оценка нынешнего состояния психотерапии заключается в том, что она всё ещё носит несколько поверхностный характер, который в перспективе должен стать чем-то глубоким, эффективным и разумным. С поверхностной стороны, у нас, по-видимому, есть бесконечный хранитель «чувств», «опыта», «первобытности», и терапевтов «новой эры», которые всецело антикогнитивны. Эти методы несут послание к своим приверженцам о том, что не нужно использовать собственную голову слишком часто, что они должны быть одержимы «контактом» и незатухающей экспрессией своих чувств (что заставит их надолго остаться плаксивыми детьми), что их естественные телесные реакции — это лучшие инструкции к творческой и счастливой жизни, нежели разумная самодисциплина, что мистицизм и магия быстрее приведут к самореализации, чем научное, гибкое мышление.
ОТСЕВ ВЫМЫСЛОВ ОТ ФАКТОВ
С другой стороны, ситуация на поле психотерапии улучшается. Многие молодые исследователи, большинство из которых, видимо, ориентируются на какую-либо из форм когнитивно-поведенческой терапии, внимательно и исследовательски отличают терапевтические вымыслы от фактов и наблюдают то, какие методы работают, а какие нет. Я настоятельно рекомендую в этом отношении ту литературу, что встречается в таких журналах, как «Cognitive Therapy and Research» и «Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior Therapy», которые дают реальную поддержку научно-обоснованным терапевтическим исследованиям.
Какую роль психотерапия играет в обществе в целом? Я бы сказал, что она занимается скорее воспитанием, чем перевоспитанием. Если психотерапия действительно работает, то в ней содержится множество очень важных вещей о том, как поступают люди, которые имеют эмоциональные проблемы, как они встают на путь этих проблем и как они могут помочь себе думать, чувствовать и поступать более эффективно и приятно. Если об этом и нужно сказать, то именно молодым людям и их учителям (чем это раньше произойдёт, тем лучший эффект это возымеет), чтобы как можно большее число людей смогли лучше понять себя и усердно работать над тем, чтобы предотвращать развитие серьёзных эмоциональных нарушений.
Будущее психотерапии, по-моему, лежит скорее за образованием, нежели за отправлением очередного клиента к терапевту. Терапевты будут стремиться поддерживать образовательные способы, нежели психодинамические, медицинские или другие, интегрировать и использовать как можно больше педагогических методов, чтобы охватить и повлиять буквально на миллионы людей. Так (как мы уже частично делаем в Институте Альберта Эллиса в Нью-Йорке) они будут использовать лектории, семинары, воркшопы, практикумы, подкасты, фильмы, брошюры, книги, программное обеспечение и ряд других образовательных технологий чтобы помогать людям понимать и изменять себя.
Нравится ли мне быть терапевтом? Чертовски нравится. В основном из-за того, что я трачу время на то, чтобы избавить людей от их иррациональных убеждений вместо того, чтобы постоянно слушать их рассказы о горе и поддерживающе похлопывать их по голове. Кроме того, чтобы не заскучать, я постоянно нахожусь в развитии и переосмыслении моей психотерапевтической теории, корректирую свои идеи и техники, чтобы пробовать достичь более эффективных результатов.
Полезные посты и материалы по самопомощи, разбор проблем поколения и даже психологические тесты уже ждут тебя в моём телеграм-канале, подписывайся!
https://t.me/rationalandemotive