Россия в 2022 году может столкнуться с рекордным урожаем зерновых. Об этом заявили в Институте конъюнктуры аграрного рынка. Экономист Георгий Остапкович рассказал журналу «Слово и Дело», могут ли у России возникнуть проблемы с экспортом зерна, учитывая изменившиеся реалии.
Согласно заявлению директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, в текущем году урожай зерновых может составить около 145 миллионов тонн, 95 из которых придется на пшеницу. Правда существует риск потери части урожая в связи с поздней уборкой.
Ранее глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, находясь с рабочим визитом в Уфе, заявил, что запланированные 130 миллионов тонн зерна в этом году могут и не собрать. Соответственно, план по экспорту 50 млн тонн придется пересмотреть в пользу уменьшения.
В комментарии для «Слово и Дело» руководитель Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович отметил, что до появления итоговых данных правильно прислушиваться к прогнозам профильного министерства. Но каким бы ни был итоговый урожай зерна, проблем с его экспортом возникнуть не должно, несмотря на все последние изменения на планете.
«Мы занимаем первое место в мире по экспорту зерна. Это высоколиквидная продукция, и, как правило, договора на нее расписаны на два-три года вперед. Не бывает так, чтобы вы сначала вырастили урожай, а затем снимаете телефонную трубку и начинаете звонить покупателям. Это фьючерсные контракты. Уже есть договорные цены, есть страны-импортеры. Может быть мы введем дополнительные квоты, то есть повысим пошлину на вывоз и больше будем экономить, чтобы в первую очередь обеспечить внутренний рынок. Но я не вижу никаких проблем с точки зрения урожая зерновых. Основная часть экспорта у нас идет в дружественные страны. И какие у нас с ними будут перебои?» — пояснил эксперт.
Впрочем, слишком большой урожай все-таки может стать проблемой. Как отметил Остапкович, при желании Россия может легко нарастить посевные площади, но что потом делать с полученным зерном — непонятно.
«Нам 140 миллионов тонн, по большому счету, не нужно. Мы можем сделать и 150 и 160. У нас огромное количество полей, можем и 200 сделать. Но зачем? Возникнет вопрос с продажей этого зерна. Это же сырьевой товар, и он подвержен сильным колебаниям цен. Чем больше у вас товара, тем меньше он стоит. Потребуются скидки, как у нас сейчас по нефти. Какой-то космической, фантастической выгоды это не принесет», — заключил эксперт.
Урожай пшеницы — важная составляющая продовольственной безопасности страны. Но многие Россияне, помимо покупки продуктов в магазине, выращивают продовольствие на дачных участках. В комментарии для «Слово и Дело» диетолог Марият Мухина рассказала, чем полезен этот овощ, который можно встретить практически на каждых шести сотках.