Давайте разберемся, почему специалисты по-разному трактуют термин «алалия», подразумевая под этой формулировкой не одно и то же речевое нарушение.
Изначально термин алалия был введен для обозначения отсутствия речи. А – отрицание, ЛАЛИО – говорю, речь. Сейчас такая интерпретация неактуальна.
Существует 3 подхода к рассмотрению алалии. Они по-разному описывают механизм нарушения.
1. Психологический подход базируется на работах Р.Е. Левиной (1951! год) и на данный момент наименее актуален из-за масштабного обобщения речевых нарушений. Так под алалией понималось:
- и нарушение фонематического восприятия;
- и нарушение зрительного восприятия;
- и нарушение психической активности.
2. В сенсомоторном подходе под сенсорной алалией подразумевают непонимание речи из-за нарушения фонематического восприятия, а под моторной – нарушение артикуляционного праксиса.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Простым языком, при сенсорной алалии ребенок затрудняется в определении того, сколько слогов в слове, сколько в нем звуков, какой звук стоит в начале, а какой – в конце и т.п.
Артикуляционный праксис – это способность произносить отдельные звуки и последовательности звуков, то есть слова.
При моторной алалии наблюдается рассогласованность в работе артикуляционного аппарата (это исполнительные центры: язык, губы и т.д.) и головного мозга (центров, управляющих процессом речеговорения). Из-за этого ребенок затрудняется в том, чтобы правильно расположить органы артикуляции для произнесения определенного звука, испытывает сложности при переключении с одного звука на другой, с одного слога на другой. В его речи нет плавности, есть замены звуков и т.п.
Различают 2 формы нарушения артикуляционного праксиса: афферентную и эфферентную.
Мы будем их рассматривать уже в контексте диспраксии – еще одного речевого нарушения. Чтобы не допускать путаницы, отложим этот вопрос.
3. Языковой (лингвистический) подход рассматривает алалию, как нарушение ЯЗЫКА – системы знаний о мире. Базируется подход на классификации, предложенной В.А. Ковшиковым в 1985 году.
Выделяют 2 формы алалии:
Сенсорная или импрессивная алалия – это трудности понимания речи при сохранном физическом слухе.
Когда ребенок правильно слышит слово, но эта звуковая оболочка не связывается со смыслом.
Моторная или экспрессивная алалия – это трудности усвоения языковых норм.
Ребенок затрудняется в выборе подходящего слова (кувшин, чашка, стакан…), формы слова (например, стулы, снеги…), грамматической модели или фонемы. При этом понимание речи у него хорошее.
Об этих формах мы будем говорить подробнее в следующих постах.
Врачи, как правило, придерживаются сенсомоторного подхода при описании речевого диагноза. Коррекционные специалисты – языкового. Но это верно не в 100% случаев. Поэтому важно понимать специфику подходов и используемой терминологии.
Мне близок языковой подход, потому что он наиболее точно позволяет разграничить речевые нарушения и четко очертить отправную точку и мишени для коррекции.
Не забудьте поставить 🧡
Подписывайтесь на канал
Вопрос к специалистам: а какой подход вам ближе?
#алалия #сенсорная алалия #моторная алалия