Червовый туз на фюзеляже самолета – отличительный знак немецкого воздушного аса, который в 1943 г. появился над территорией СССР. Он один за другим сбивал советские штурмовики и бомбардировщики, а затем ловко уходил от огня сопровождавших их истребителей. Он стал настоящей костью в горле командования Красной армии. Причем немцы были так уверены в неуязвимости своего аса, что даже стали разбрасывать листовки над нашими позициями, в которых утверждали, что на счету их непобедимого летчика уже 350 воздушных побед и что ни один советский ас не в силах его остановить.
И все же нашелся тот, кто сумел приземлить неугомонного арийца. Этим человеком оказался Анатолий Шаманский – простой 25-летний парень из бедной крестьянской семьи.
Отец Анатолия рано ушел из жизни и все заботы о многодетной семье легли на плечи его матери.
Окончив начальные классы в Братске, будущий летчик уехал в Иркутск, где устроился на Куйбышевский машиностроительный завод. После окончания заводского училища, стал комсомольцем, устроился водителем и как большинство мальчишек тех лет, увлекся авиацией и стал членом авиаклуба. В мае 1940 г. в возрасте 22 лет его призвали в армию, где его и застала война. В 1942 г. закончив обучение в летной школе, младший лейтенант Шаманский тут же отправился на фронт..
Свой первый бой молодой пилот принял 20 мая 1942 г., когда в составе 242-го авиаполка вступил в схватку с самолетами противника. Волевой и храбрый, начав карьеру простым летчиком, уже в 1944 г. ему доверили командование целой эскадрильей. За годы Великой Отечественной Шаманский совершил 250 боевых вылетов. Он бил фашистов в небе на Курской дуге и над берлином и, в конечном счете, заслужил звание Героя Советского Союза. И все же битва один на один с асом Люфтваффе, которого немцы считали неуязвимым, стоит в его биографии особняком.
Точное местоположение дуэли Анатолия с непобедимым немецким летчиком доподлинно неизвестно. Сам Шаманский не особо любил вспоминать о войне. Тем не менее, об этом знаменательном событии, которое сделало его знаменитым, он рассказал одному из своих родственников.
В августе 1943 г. Анатолию Шаманскому поступил приказ расправиться с неуловимым летчиком Рейха, который наносит серьезный урон Советским войскам и в конец достал командование Красной армии. Анатолий вылетая на это задание считал, что выслеживание немецкого аса займет много времени, но удача улыбнулась ему. Он нашел своего противника, летающего на МЕ-109 в один из первых вылетов.
По рассказам Шаманского, он не хотел идти на неоправданный риск и решил зайти с солнечной стороны, посчитав, что такая позиция для нападения будет наиболее выгодной. Едва самолет врага попал в перекрестие прицела, Шаманский нажал на гашетку Попытка быстро расправиться с противником не увенчалась успехом. Немец нырнул вниз и сумел уйти с линии огня, который обрушил на него Анатолий. Начался продолжительный воздушный бой между двумя воздушными асами.
Не уступая друг другу в мастерстве, летчики продолжали схватку до тех пор, пока у обоих не закончился боекомплект. В этот момент немец сблизился с истребителем Шаманского настолько близко, что тот смог рассмотреть пилота. Признав мастерство Анатолия, немец показал ему большой палец и качнув крыльями в знак уважения, улетел.
Советский Як был более маневренный, чем Мессершмитт, и Анатолий намеревался использовать это преимущество для победы. На протяжении двух дней Шаманский прочесывал небо в поисках своего врага, но тот не спешил появляться. Наконец, на рассвете третьего дня с момента их последний встречи, Мессершмит немецкого аса замаячил на горизонте. Рассчитав момент, Шаманский резко бросил свою машину вниз и на выходе из пике оказался аккурат под брюхом немца и тут же нажал на гашетку.
Не ожидавший атаки, немецкий ас оказался не готов к такому повороту. Из Мессера тут же повалили клубы дыма и он стремительно пошел вниз. Анатолий следовал за ним до момента падения, ожидая, что летчик выпрыгнет из самолета с парашютом. Однако этого не произошло. Видимо пули советского истребителя прошили не только машину немецкого аса, но и его самого.
Немецкий истребитель рухнул на территорию, которую контролировали советские войска. Документы погибшего быстро были доставлены в штаб и внимательно изучены. Согласно им, сбитый летчик воевал в небе над Испанией и Францией, после чего был отправлен в СССР, где он и погиб.
Ознакомившись с документами немецкого аса, комдив немедленно вызвал советского аса в штаб, где лично вручил Анатолию свой собственный орден Красного Знамени за проявленный героизм. Так закончилось противостояние прославленного немецкого аса с обычным крестьянским парнем из глубинки.