Найти тему

Создание отечественных реактивных самолетов

Картинка из свободных источников. Истребитель МиГ-9. 1947 г.
Картинка из свободных источников. Истребитель МиГ-9. 1947 г.

Первым шагом к созданию отечественных реактивных самолетов было использование трофейных реактивных двигателей, а также лицензионных. Эти двигатели устанавливались на уже существующие модели самолетов МиГ и Як. 24 апреля 1946 г. в 11 ч 12 мин летчик-испытатель А. Н. Гринчик совершил первый полет на самолете МиГ-9. Программа полета была выполнена полностью: взлет, два круга, посадка, что послужило основанием запуска самолета в производство. Он строился серийно с 1947 до конца 1948 г. Помимо летчика А. Н. Гринчика первые самолеты испытывали М. Л. Галлай, Г. М. Шиянов и др. Последующие полеты на МиГ-9 не всегда проходили успешно. Летчик М. Л. Галлай потерпел серьезную катастрофу, замечательный летчик А. Н. Гринчик погиб в одном из испытательных полетов.

В августе 1946 года самолет МиГ-9 уже принимал участие в воздушном параде, посвященном Дню Воздушного флота СССР. Решение об участии в параде «сырого» самолета было очень непродуманным. Полет проходил над густонаселенной территорией при скоплении десятков тысяч зрителей. На истребителе МиГ-9 в нижней части фюзеляжа были установлены два реактивных двигателя РД-20 с тягой на 800 кг. Самолет мог развивать максимальную скорость свыше 900 км/ч. На нем было три пушки: Н-37 (калибра 37 мм) и две НС-23 (калибра 23 мм). Стартовая масса истребителя составляла 5070 кг, масса пустого самолета — 3570 кг. Геометрические размеры и основное бортовое оборудование — аналогичны самолету МиГ-3. Например, размах крыла у МиГ-3 — 10,2 м, у МиГ-9— 10 м. Самолет уже имел катапультируемое сиденье. В день первого полета самолета МиГ-9 (24 апреля 1946 г.) с того же аэродрома впервые поднялся в воздух другой советский реактивный истребитель Як-15.

Картинка из свободных источников. Истребитель Як-15. 1947 г.
Картинка из свободных источников. Истребитель Як-15. 1947 г.

Его пилотировал летчик-испытатель М. И. Иванов. На машине А. С. Яковлева было почти все сохранено с поршневого самолета Як-3 — новый реактивный самолет отличался лишь немецким двигателем Jumo-004. Первые самолеты, выходившие из цехов, испытывали опытнейшие летчики: Л. И. Тарощин, Я. И. Верников и др. Истребитель Як-15, как и МиГ-9, после запуска его в серийное производство был показан на воздушном параде в Тушино в 1948 г. Группа из пяти самолетов с ведущим генералом Е. Я. Савицким выполнила некоторые фигуры высшего пилотажа.

Картинка из свободных источников.  Пятерка Як-5 с ведущим генералом Е. Я. Савицким в праздничном небе. 1948 г.
Картинка из свободных источников. Пятерка Як-5 с ведущим генералом Е. Я. Савицким в праздничном небе. 1948 г.

Трофейные и лицензионные двигатели устанавливались также и на других советских самолетах без изменения конструкции последних, кроме, разумеется, системы их крепления (Ту-2, Су-2 и др.). На следующем этапе развития отечественной реактивной авиации трофейные и изготовленные по лицензиям двигатели использовались в качестве силовой установки для самолетов новых конструкций.

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.