Найти тему

Юлия Мусина, соавтор ЖК "Аристократ": люди устали от Икеи и перестали стыдится советского прошлого

Новый гость медиаплатформы «Пруфы» – Юлия Мусина, дизайнер интерьеров и основатель архитектурного бюро PRSPKT Architects. На ее счету множество успешных проектов в Уфе и республике, среди которых ЖК «Аристократ» и дом Самоделкина, ЖК «Четыре сезона», «Идель Тауэр», «Тихая Роща» и многие другие. Мы поговорили с Юлией о современных тенденциях в архитектуре и дизайне, уходе «Икеи», вкусовщине в интерьерах и функциональности. Разговор вела Зарина Гайсина. Подробнее – в нашем материале. О новых тенденциях Уфа застраивается, и крупных объектов и строек становится все больше. Как отмечают эксперты, крупные города тяготеют к созданию кластеров агломераций вокруг города. Кажется, что в ближайшие десятилетия мы будем прирастать крупной поселковой застройкой. Это новый тренд? Да, так и есть. Я могу сказать, что количество заказов и запросов на проектирование увеличилось. В наше бюро последние год-два было очень много обращений по хорошему комплексному поселковому жилью в радиусе Уфы. Они очень интересны, в отличие от того, что сейчас строится. Сейчас мы работаем над проектированием таких поселков в Уфе. Там высокий уровень инфраструктуры, который сразу закладывается застройщиком: есть общая зона, центральная площадь, кофейни, небольшие магазины. Обязательно нужна общественная история, которая объединяет жителей поселка. Людям интересно, люди любят общаться. Возможно еще и то, что пандемия повлияла. Мы все просидели в квартирах, и теперь люди тянутся ближе к природе. Сейчас еще создается такой перекос, люди могут работать онлайн, им не нужно ежедневно добираться из города – в город. Вообще, в Уфе есть довольно симпатичные поселки с хорошими дорогами, где есть газ, свет. Например, за 8 Марта есть шикарный поселок. Я была приятно удивлена: подъезжаешь, у тебя ворота, закрытая зона, полная безопасность, очень хорошие дороги к каждому дому. По факту инфраструктура уже была готова. Первым жителям не надо было ждать, пока все люди заселятся. Сейчас тенденция развивается еще дальше: это должна быть охраняемая территория, это общественное пространство, детские площадки, спортивные пространства. Люди любят гулять, люди хотят с утра встать, выпить кофе. Они хотят получить качество и комфорт городского жилья, при этом находясь за городом. Одно время у наших застройщиков начали появляться чистовые отделки. Тогда, казалось, что тренд идет к тому, что строители будут сдавать квартиры под ключ чуть ли не с посудой, но этого не случилось. Сейчас строители в целях экономии стали уходить в получистовую отделку. Как вы оцениваете этот тренд? Я думаю, что демократичный и социальный сегмент все-таки должен сдаваться в чистовой отделке, потому что практически все люди, которые берут там жилье, берут его в ипотеку. И когда на ипотеку накладывается ремонт, это очень печальная история, когда человек живет два-три года без кухни, без мебели. У него в этом доме дети рождаются, растут, идут годы. В высоком сегменте планировку и интерьер всегда переделывают. Во всяком случае, в уфимской нашей истории, любой человек, который берет жилье уровня бизнес класса, переделает его. Хотя сейчас столкнулась с несколькими объектами в Москве, где дорогой сегмент сдается в чистовой отделке, и там уровень отделки настолько высокий, что услуги дизайнера как такового не нужны. Там обалденная техника стоит сразу, сантехника, гардеробные. По сути, ты свои личные вещи занес и живешь. В Уфе я такого, к сожалению, пока не видела. Я разговаривала с дизайнерами интерьеров, и они говорят, что люди продолжают заказывать так называемую неоклассику с тяготением к легкому ампиру и минимализм с современным чистым интерьером, который произошел из скандинавских ремонтов. Эти два направления действительно так популярны? Могу сказать за себя. У меня никогда не было ни неоклассики, ни минимализма. Я вообще в принципе в этом никогда не работала. У меня скорее микс с элементами винтажа, антиквариата, и арта. Но могу сказать, что более взрослое поколение очень сильно тяготеет к классике. Я читала недавние исследование о том, почему наши люди предпочитают классику. У нас очень нестабильная экономическая и политическая история, а классика – вещь очень постоянная. Возможно, это дает людям ощущение стабильности. Более молодое поколение, особенно те, кто покупает первую квартиру, предпочитают минимализм. Я не знаю, с чем это связано. Может быть, с каким-то подсознательном чувством, что на минимализме ты можешь хорошо сэкономить и сделать достаточно демократично. Хотя, на мой взгляд, настоящий минимализм – это очень дорогая история с высокотехнологичными дорогими материалами. Настоящая классика – тоже очень сложная, высококультурная и технологичная вещь. Я считаю, что если ты работаешь с классикой, то гипс – это гипс, дерево – это дерево, антиквариат – это антиквариат. А у нас получается такая псевдоклассика: гипс – это полиуретан, дерево – это ламинат. Это сложно назвать классикой на самом деле, потому что по факту это просто набор классических элементов в неком пространстве. Эклектика – новый тренд Какие интерьеры вы сейчас делаете для своих заказчиков? Я делаю миксовые интерьеры. Это моя сильная сторона. Я соединяю разные предметы, сочетаю несочетаемые цвета, и это меня не напрягает. Я в этом живу, я в этом интерьере работаю. Я считаю, что сейчас современная тенденция – это не классика и не минимализм, а эклектика. Мне очень нравится в этой истории то, что мы наконец-то достаем старые вещи, ковры. Знаете, европейцы никогда не выкидывают старую мебель, они ее реставрируют. Что делает наш российский человек? У него вещь какая-то портится, он ее выкидывает. А ведь бывают такие обалденные вещи. Некоторые собирают чехословацкую и советскую мебель 70-80-х годов и отполировывают, реставрируют эти шифоньеры. На самом деле, тогда была хорошая инженерная дизайнерская мысль, в советский период целые институты работали над предметами дизайна, они были эргономичные. Например, стулья и кресла советского периода дико удобные. У меня есть кресло как раз конца 70-х начала 80-х, мы его переобили и теперь это самое удобное кресло в нашем офисе. 2 Для себя я сделала такой вывод в плане покупок и клиентов. Я считаю, что вещь, которую ты купил в квартиру к себе или в дом, и если ты понимаешь, что в следующий раз, когда ты куда-то будешь переезжаешь, ты возьмешь ее с собой, то это действительно хорошая вещь. Если сейчас у меня стоит выбор между пластиковым и деревянным, я выбираю дерево. Потому что я знаю, что, например, деревянный стул можно отшкурить и заново покрасить. А пластиковый я, скорее всего, просто выкину. Мы реально очень много потребляем, и потом очень много выкидываем. Когда я переезжала, у меня остались детские деревянные стульчики, столики для кормления. Я все отреставрировала и отвезла в следующий дом. То же самое с креслами. У меня есть два советских кресла, я их отреставрировала и поняла, что эти кресла теперь со мной надолго. Как вы думаете, с чем это связано? Мне кажется, человек устал от масс медиа. От типовой мебели, типовой одежды. Наверное, люди немножко даже устали от Икеи. Ты заходишь в разные квартиры к разным людям, и видишь один и тот же стеллаж, одни и те же тапочки, одну и ту же табуретку… Ты видишь очень много одинаковых предметов, просто потому что это доступно и так дешевле. В какой-то момент я подумала, что мне проще пойти на «Авито» и купить старую мебель и перекрасить ее. Но все-таки жаль, что «Икеа» уходит с российского рынка. Там был высокий уровень дизайна и эстетизма при достаточно низкой цене. Чем можно заменить «Икею»? Есть ли в Уфе или в России какие-то производители? С такой ценовой политикой очень мало. Могу сказать, что на сегодняшний момент я работаю с несколькими местными столярками. Но они уже перегружены. Икеи не было несколько месяцев, местные производства зажили, у них есть высокий потребительский спрос. Единственное, они не могут достигнуть демократичной ценовой политики, потому у них очень высокая стоимость материалов. Поэтому высокий и средний класс пойдет к местным производителям, а большинству просто придется беречь то, что есть или покупать на «Авито». Может быть, это и неплохо. Но и там тоже повысились цены. Если год назад венские стулья на Авито стоили 1-1,5 тысячи рублей, то сейчас уже 3 тысячи. Буквально за год антиквариат и винтаж начал повышаться в цене. А в Уфе есть салоны по реставрации мебели? Да, у нас есть реставраторы, я постоянно работаю с ними на объектах. Мы покупаем интересную мебель, и я с трудом сейчас ее «заталкиваю» на реставрацию, потому что все перегружены. У меня есть ощущение, что через какое-то время у нас появится очень много прикольных молодых столярок, потому что к этому есть интерес.

Фото: Юлия Мусина О вкусовщине и интеллектуальной ценности У вас дома дизайнерский ремонт? Руки до себя дошли? У меня дома не дизайнерский ремонт. У меня дома скорее удобный ремонт с любимыми моими вещами. Это те вещи, от которых я не хочу избавляться. И у меня очень много таких вещей, которые меня радуют. Я сама, к сожалению, поздновато дошла до осознания этого. Иногда есть история про функционал, а есть история про удовольствие. Все-таки моя история – это про удовольствие. Я считаю, что мне должно быть красиво. Это точно не про уборку большого количества посуды. Для меня много посуды в открытом виде – это кайф вообще, с этим я вообще не вижу никакой проблемы. Я люблю много элементов. Например, у меня очень много ковров, и много котов. Мне все говорят: как с твоими котами столько ковров? А я не понимаю, в чем проблема – есть же робот-пылесос. Я считаю, что удовольствие – это когда красиво, а для кого-то удовольствие, это когда функционально, когда чисто, когда все ровно. Но это уже не совсем про меня. И в этом случае клиент должен искать своего дизайнера. Фото: Юлия Мусина А как происходит сам процесс? Мы общаемся, и потом становится понятно, подходим мы друг другу или нет. А в итоговом дизайне больше вашего или все-таки больше от самого заказчика? Часто клиенты приходит именно на мой дизайн. Мне доверяют, и я могу сказать, что последние интерьеры, которые я делала, там все-таки больше моего дизайна. Естественно, до этого было 20 лет практики, когда было разное. Допустим, есть коммерческие интерьеры, которыми ты просто зарабатываешь, но максимально стараешься выложиться, чтобы это был хороший проект. Как работать в сфере, в которой так много вкусовщины? Вы наверняка сталкивались с конфликтами, когда, например, мама говорит: это детская, ребенку в ней долго жить, я хочу, чтобы она была максимально комфортной и функциональной. А ребенок говорит: я хочу человека-паука во всю стену. Расскажите, как притираются вкусы внутри семьи? У меня когда-то была заказчица с девочкой подростком, которую мы дипломатично спросили о том, что она хочет. Девочка рассказал свои фантазии. Я постаралась сделать все красиво. С учетом ее пожеланий были закуплены предметы для этого интерьера. А потом девочка сходила в гости к своим подружкам, и оказалось, что все, что она хотела три месяца назад, противоречит этому. И вдруг ей стало надо все так, как у подружки. Ни один дизайнер и родитель не сможет угодить этой истории. У ребенка постоянно меняется вкус, они подвержены влиянию друзей, подружек YouTube, социальных сетей. Я все-таки считаю, что ты как родитель, должен создать пространство интеллектуально качественное. Что это значит? Это когда вещь красивая. Я не говорю про цену. Когда, допустим, ты ребенку в комнату ставишь платяной шкаф, и это не раздвижная синтетическая дверь, к примеру, а красивый деревянный шкаф из натурального материала, с красивой ручкой. Такой, чтобы его не хотелось менять, чтобы эту вещь хотелось, если ты переезжаешь, взять с собой. Или, например, если это ковер, это естественно, очень хороший состав, но точно не человек-паук. Новый взгляд на старые вещи Почему многие дизайнеры говорят, что место ковров на полу, и нормальные дизайнеры ковры не стены не вешают? Я не согласна. Есть антикварная ковры шикарные и гобелены, и сейчас эта мода тоже возвращается. Я видела несколько безумно красивых гобеленов на стенах. Это очень красиво.

-2

Фото: Юлия Мусина У меня есть один плетеный ковер повешенный, и есть повешенные ткани – несколько очень красивых антикварных кимоно, я их вешаю как картину. Этот прием я подсмотрела на выставке и мне так это понравилось. Там было очень художественно красивое кимоно. Это ручная работа, натуральная вышивка, роспись, это шелк всегда. Со временем на ковры на стене я по-другому взглянула. Я к этому пришла уже в своем возрасте. Я была недавно у своего картатайки в деревне. И по прошествии времени, я первый раз по-другому взглянула на этот деревянный дом, ему уже 60 лет, он довольно старенький, и там как раз ковры на стенах. И я зашла и поняла, что это безумно красиво. В этом есть какая-то своя эстетика. И мне кажется, сейчас эта тяга есть у людей, к этнике. У моей ненейки был подзор, когда под кроватью вешают такие красивые кружева. Сейчас мы ищем похожее постельное белье для наших клиентов, и я думаю – какие удивительные параллели. Это говорит о том, что мы движемся к некой индивидуализации себя? Думаю, что да. Нам стали интересны свои корни. Люди перестали открещиваться от своего советского прошлого, как от чего-то стыдного. Мне очень удивительно смотреть на современные тенденции. Я понимаю, что 90% населения моего возраста, люди сорока лет, выросли в панельках, у нас у всех были дачи, и мы все были в деревне. Изначальный и культурный фонд у нас практически у всех одинаковый. Поэтому тяга к этим предметам – это тоже история, это делает ваш интерьер сложнее. Сейчас очень приятно, когда люди вытаскивают из гаражей старые комоды, реставрируют их и встраивают в современный интерьер. Почему я люблю свою эклектику? У человека есть набор любимых вещей, с которыми он прожил жизнь. И выкидывать это из нового пространства, на мой взгляд, неправильно. Это же он сам, как его отражение, это его любимые предметы. Это то, что доставляет ему теплые эмоции. Когда ты искусственно ограничиваешь сам себя каким-то стилем, какими-то своими условностями, мне кажется, это не очень правильно. У меня был заказчик, который принес часы с кукушкой. Они потом спокойно встали в углу в современном интерьере и прекрасно себя нашли. Гораздо хуже, когда человек в предыдущий интерьер купил диван за большие деньги, и ему жалко его оставлять. Когда он тащит с собой этот диван вот с этим сложно.