Итак, в прошлой статье мы начали разбираться с нашим горлом. Теперь знаем (ладно, ладно, знали и до этого), что сразу после носа и рта у нас начинается его первая часть – глотка.
По поводу «ангинной викторины» в предыдущем выпуске – конечно, миндалины не поражаются только при ботулизме. В смысле, первично. При остальной куче перечисленных болячек – бывают специфические ангины. Вы – молодцы. Это я не догадываюсь, а знаю. Потому что «не молодцов», особенно говорливых и бескультурных, приходится периодически выключать из дискурса. Насовсем, список забаненных даже потом не просматриваю (не знаю, где он).
Сегодня опустимся немного ниже – в гортань. Устроена она интересно, хотя и «с подвохами». Так что заслуживает отдельной статьи. Вот вам картинка для наглядности.
Начинается «дыхательное горло» на уровне четвёртого шейного позвонка и идёт по передней поверхности шеи. Как бы прикрывает нижний отдел глотки, переходящей в пищевод. Странно, не кажется? С точки зрения важности органов – дыхание оно более значимо, чем пищеварение. А природа «выставила» беззащитную воздухоносную трубку впереди пищевой.
Так уж и беззащитную? Давайте разберёмся. Защита как раз есть, пусть и не костяная. Никак нельзя – тут механизм подвижный, глотание всякое нужно, звуковоспроизведение. Поэтому природа-матушка пожертвовала прочностью. Руки-ноги на что даны? Да и череп опускается, защищая горло. Он же содержит и главный защитный орган – мозг.
Сама же гортань «укреплена» другими структурами – хрящами. По форме самого большого из них – щитовидного – мальчики от девочек отличаются. Мужской кадык острее и рельефнее – угол у него почти прямой (женский под 120 градусов). Ниже хрящик поменьше – перстневидный, выше – надгортанник. Добавляем ещё мелкие парные черпаловидные и рожковидные и клиновидные – вот вам и целый каркас! А вы говорите – беззащитная.
Тут нельзя не остановиться на одной процедуре, которой в кино владеет каждый дворник – трахеостомии. Это когда пострадавший или раненый задыхается, удушье у него приключилось. Мы его теряем, мы его теряем, ага. И тут чик – какой-то ловкий персонаж подручной острой штукой в горле дырку делает и ручку шариковую вставляет. Всё при нём есть – и навыки, и инструменты. Все плачут и обнимаются. В индийском кино ещё поют и танцуют.
На самом деле – далеко не каждый врач владеет этой процедурой (терапевтического профиля – практически никто). А кто обучен – тысячу раз подумает, нужно ли? И чем закончится судебное разбирательство, даже при удачном исходе. Вроде, что там – разрезать кожу и связку между щитовидным и перстневидным хрящами и вставить в «горло» любую подходящую трубку?
Точно – ерунда. Вы вначале попробуйте под холку своему тойтерьеру кубик физраствора ввести и в обморок при этом не упасть. Тем, у кого нервы подобны стальным тросам, а руки – тискам из того же материала, как-нибудь расскажу про кровоснабжение шеи и последствия повреждений щитовидной железы.
Так что, без технических подробностей. И опасной самодеятельности. Лучше напомню простой и действенный алгоритм Красного Креста в случае удушья. И бескровный, к тому же.
Так называемый приём Геймлиха. Если вы уверены, что у пострадавшего действительно удушье, связанное с попадание инородного предмета в дыхательные пути, обхватите его сзади за талию на уровне желудка (не своего). Одну ладонь сожмите в кулак и поместите между пупком и нижней частью грудины, вторую кисть поместите сверху и резкими толчками вверх заставляйте пациента выдохнуть. Движение должно напоминать английскую букву "J". Пять толчков – пять ударов по спине – пока инородное тело не «выскочит», и дыхание не восстановится.
Только следите за сознанием и пульсом пострадавшего. Если сердцебиение остановилось, срочно занимайтесь сердечной реанимацией. Без деталей – и так увлеклись неотложкой. И в неясных для вас случаях (лежит человек без сознания, или в судорожном приступе) лучше громко позовите на помощь – больше будет толку. Нет людей поблизости (даже если и есть) – набирайте срочно 112. И без лишней драмы описывайте ситуацию. Без криков и паники – только факты.
На этом всё это ОБэЖэ сворачиваем, а то завернут статью за шок-контент и прочее нагнетание. А канал без статей – что плотник без столяра. Или как там, у Чехова в «Каштанке».
Лучше заглянем в гортань изнутри – откуда это звуки внутри нас исходят? Гортань – уникальный инструмент, и духовой, и струнный одновременно. Производит все гласные и некоторые (так называемые глоттальные) согласные. В отличие от других приматов – на выдохе. Если, конечно, откинуть громкие вздохи – некоторые только ими и общаются.
Гортань, как и остальные части дыхательной трубки, выстлана цилиндрическим реснитчатым эпителием. За исключением складок, они покрыты плоским. Самые верхние из них идут от черпаловидных хрящей к надгортаннику. Только звуки они образуют – в основном защищают гортань от попадания инородных тел и аспирации. Ложные, как сказали бы раньше.
Сейчас такого термина стараются избегать, как и «истинные». Также термин «голосовые связки» практически ушло – если только у логопедов и фониатров «старой школы». Связки в гортани, конечно, есть. Только служат они для соединения хрящей снаружи, а звуки создают именно складки слизистой – внутри. За счёт напряжения и расслабления особых голосовых мышц.
Скажу только, что одни из них голосовую щель суживают, другие – расширяют, третьи отвечают за натяжение самих складок. Перечислять не буду – там что по-русски, что по-латински – чёрт ногу сломит. А то развели тут, понимаешь, консерваторию с консерваторами. И консервами.
Давайте уже приступим к болезням. Раз у органа есть слизистая оболочка, то быть ей воспалённой. Судьба такая и карма. Раз гортань по-латыни – larynx, то её воспаление называется ларингит. Частая точка приложения многих респираторных вирусов.
Одни из них (тот же грипп А и В) протекают с высокой лихорадкой, нос практически не трогают – сразу опускаются до гортани и трахеи, а затем, и бронхов. Парагрипп «помягше» и подольше, но тоже любит «горло» и бронхи.
Другие (риновирусы, аденовирусы) начинают атаку с самого «верхнего этажа» – носоглотки – и затем уже опускаются ниже. При этом температурные «свечки» (39 и выше) для них не характерны. По крайней мере, у взрослых, дети на любой инфекционный агент реагируют бурно.
Первый и крайне неприятный симптом при ларингите – конечно, кашель. Сухой, лающий и мучительный. Помните, в какой-то рекламе мужику прямо колючей проволокой горло перетянуло? Брутальному такому (их обычно 37,1 в койку укладывает). Точнее симптомы воспаления гортани и не изобразишь. Когда и если кашель меняется на влажный и с мокротой, то скорее всего, в процесс уже включились бронхи. Богатые на железы и по площади более обширные.
Второй – это афония. Если дословно, то отсутствие звука. Звуки-то как раз есть – только это не арии из «Онегина». Голос тихий и сиплый – слизистая складок воспалена.
Пусть это и не приятно, однако жизни не угрожает. В отличие от грозного осложнения, которое может развиться, прежде всего, у детишек. Называется оно «круп», и к задней части лошади отношения не имеет совсем.
Бывает истинным, при дифтерии. Слава богу, уже не одно поколение педиатров и детских инфекционистов его в глаза не видели. Последнее «дифтерийное нашествие» закончилось у нас в 90-е (спасибо антипрививочникам). А вот ложный круп, при других инфекциях горла – явление вполне распространённое. Вирусы парагриппа - тут несомненные лидеры, до 80% случаев - их "рук" дело.
Первый опасный симптом при таком осложнении – изменение характера дыхания. Оно становится шумным (стридор) и затруднённым. Одышка при крупе кардинально отличается от «астматической». При спазме мелких бронхов труднее выдохнуть (экспираторная), при сужении гортани – вдохнуть (инспираторная).
Истинный дифтерийный круп развивается постепенно, несколько дней, основная причина его – отёк слизистой и клетчатки под ней. Плюс крепкие, плотные плёнки на слизистой. Такой вот микроб поганый, эта дифтерийная палочка.
Ложный (острый обструктивный ларингит, если совсем правильно) – быстрый, потому что к отёку добавляется спазм мышц, суживающих гортань. Состояние опасное, требующее срочной госпитализации. Потому что нужна инфузионная терапия, зачастую внутривенные гормоны и ингаляции увлажнённого кислорода. С кислородным голоданием (гипоксией) не шутят, тем более, в детском возрасте. На фоне своевременного и правильного лечения симптомы также стремительно «уходят» - на следующий день переведут в обычную палату. Долечить и понаблюдать.
А что делать взрослому при ларингите? Из «крупозного» возраста уже вышедшему. В подавляющем большинстве причина острого (до трёх недель) ларингита – вирусы. Пить антибиотики тут бесполезно и даже вредно. Также, как и любые препараты эуфиллина – с его действием, прежде всего на бронхи, и кучей побочных эффектов.
А вот противокашлевые – вполне себе показаны. Только не муколитики (амброксол, бромгексин, ацетилцистеин) – их подключите позже, если понадобятся. Когда появится мокрота, и её нужно будет «разжижать и отхаркивать». Ларингит – это тот случай, когда кашель необходимо «выключить» или хотя бы ослабить на некоторое время. Опиаты (в том числе и кодеин) рассматривать не будем – «тяжёлая рецептурная артиллерия» скорее всего, просто не понадобится. Есть более безопасные средства, угнетающие кашель не хуже: тусупрекс, глауцин, либексин. Последний – периферического действия, по силе сравним с кодеином.
Вот только затягивать курс такими препаратами не стоит – кашлевой рефлекс не зря дан природой. Организму надо избавляться от слизи и мокроты, их застой только способствует присоединению бактериальной флоры. Если на 5-7ой день симптомы сохраняются, то стоит обратиться к врачу – не пора ли «толковые» антибиотики подключить? У ларингита «свои револьверы имеются» - и флегмоны, и абсцессы. И вниз, до самых альвеол инфекция может незаметно опуститься.
Что ещё из «таблеточек» внутрь может помочь? Например, антигистамины, они же противоаллергические, с их слабеньким (но тем не менее) противовоспалительным и противоотёчным действием. Только помните, у «старых» представителей этой группы (тавегил, супрастин, да тот же димедрол) есть центральные эффекты. Если нужна реакция и «ясная голова» - пить такое противопоказано. Лучше уж второе поколение – цетиризин (он же зиртек) или лоратадин (кларитин). Сразу предупреждаю – чуда не ждите, вирусный ларингит – это вам не тополиный пух. Жара, июль.
Пробежимся по местным средствам, куда ж без них. Ингаляции с народными средствами (масляные, травяные) имеют в основном эффект увлажняющий и «смягчающий» - ничего против автор не имеет. Только не обожгитесь паром, слизистые при ОРВИ особо чувствительны. Щелочной минералкой и дышать можно, и внутрь принимать очень оздоровительно.
Аптечных и активно рекламируемых средств «от горла» сейчас множество. Действие местных антисептиков (на основе бензидамина, хлоргексидина, грамицидина) в этом плане весьма спорно, вирусы и бактерии, как не крути, живут и «трудятся» внутри клетки. Тут, скорее всего, «работают» вспомогательные вещества в их составе. Эфирные масла и левоментол. Или местные анестетики – лидо-, тетра-, бензокаин или старый добрый анестезин. Вот они симптомы действительно ослабляют, безо всяких антимикробных чудес.
Уф. Большая статья вышла, не успел ни про эпиглоттит рассказать (воспаление надгортанника), ни хронические ларингиты затронуть. Даже викторина уже не влезает. А уже трахеобронхиты в дверь стучатся – осень не за горами. Вот за них в следующей статье и возьмёмся.
А пока – будьте здоровы!
***
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Автор этого канала – врач с более чем тридцатилетним стажем, из них 20 – в области клинических исследований. Понравилось? Тогда поделитесь в соцсетях, лайкните и подпишитесь, впереди много занимательного и удивительного!
Ссылка на книгу автора «Жить – хочется!» - тут.