Двоеточие - знак очень важный, требующий отчётность, любящий конкретику. 😉 "Ну-ка поподробнее!" - говорит он. Или же: "Детали, пожалуйста!".
Рассмотрим основные случаи употребления на письме двоеточия.
💥 Двоеточие в предложении С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
А: "П."
▪️Она сказала: "Пора уезжать."
А: "П?"
▪️Она удивилась: "Неужели пора уезжать?"
А: "П!"
▪️Она крикнула: "Пора уезжать!"
А: "П," - а.
▪️Она сказала: "Пора уезжать", - и пошла за вещами.
А: "П?" - а.
▪️Она удивилась: "Пора уезжать?" - и пошла за вещами.
А: "П!" - а.
▪️Крикнув : "Пора уезжать!"- она пошла за вещами.
📌А / а - слова автора👆
📌"П" - прямая речь👆
💥 Двоеточие в предложении с обобщающим словом
🔴 : ⭕️, ⭕️, ⭕️ и ⭕️.
▪️Путешествуя по стране, я видел разные города: Мурманск, Владивосток, Казань и Смоленск.
Обобщающее слово ГОРОДА открывает РЯД ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (Мурманск, Владивосток, Казань). При данной очерёдности используется ДВОЕТОЧИЕ.
📌Между обобщающим словом и перечислительной цепочкой может использоваться ВВОДНОЕ СЛОВО.👇
🔴, а именно : ⭕️, ⭕️, ⭕️ и ⭕️.
Путешествуя по стране, я видел разные города, А ИМЕННО: Мурманск, Владивосток, Казань и Смоленск.
📌 Если перед однородными членами НЕТ обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, ДОПУСТИМО поставить ДВОЕТОЧИЕ.
▪️Путешествуя по стране, я видел : Мурманск, Владивосток, Казань и Смоленск. (Пауза перед перечислением❗️)
Чаще всего двоеточие БЕЗ впереди стоящего обобщающего слова используется в текстах официально-делового или научного стиля. 👇
⚡️⚡️⚡️Внимание❗️ В экзаменационных работах наличие обобщающего слова перед двоеточием ОБЯЗАТЕЛЬНО.
💥 Двоеточие МЕЖДУ ЧАСТЯМИ БСП (между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения)
⚡️⚡️⚡️Двоеточие - один из возможных знаков между частями БСП. Кроме него, используется "запятая", "точка с запятой" и "тире".
Для постановки ДВОЕТОЧИЯ в БСП необходимо выполнение следующих условий:
[ 1 ] : [причина того, о чём говорится в 1 предложении]
▪️[Печален я] : [со мною друга нет]. Второе предложение объясняет происходящее в первом.
Почему печален я? ПОТОМУ ЧТО со мною друга нет.
[ 1 ] : [ конкретизирует 1 предложение ]
[Большинство сходилось в одном] : [здесь оставаться опасно].
Большинство сходилось в одном, А ИМЕННО (далее конкретизируем) : здесь оставаться опасно.
[ сказал 👇] : [ что именно ]
подумал👇/
почувствовал👇/
показалось/ и т.п.
▪️[Вдруг я почувствовал] : [ кто-то стоит за дверью].
Ориентиром является слово из первого предложения 👆 (см.схему). Второе предложение ДОПОЛНЯЕТ первое: ЧТО почувствовал❓️(Что услышал❓️О чём подумал❓️ и т.д.)