К середине 19-го века манчжурская династия Цин достала китайцев. Национальный гнет (подавляющее большинство, ханьцы, считались вторым сортом по сравнению с манчжурами и монголами, даже внешне они были обязаны отличаться ношением специальной косички), экономическая разруха после проигранной Опиумной войны и английского опиума, коррупционное разложение бюрократии империи, создали огромный объем противоречий, который в традиционном Китае разрешался только массовым крестьянским восстанием и сменой династии. Впрочем восстания, пусть и не такие масштабные, шли постоянно. Расцветали и всевозможные тайные общества.
В этот раз все было сложнее. Возникшее на юге восстание против Цин привело к возникновению т.н. Небесного государства («Тай-Пин Тянь-Го»), основанного на причудливой версии христианства с элементами коммунистических идей. Государство занимало территории юга страны с населением до 30 миллионов человек, а армии тайпинов первое время успешно громили цинские войска. На стороне тайпинов воевало некоторое количество европейцев и американцев, которые помогли тайпинам создать небольшой военный паровой флот.
Чтобы справиться с тайпинами цинским властям пришлось часть власти уступить китайским региональным властям. Региональным баронам разрешили создать собственные армии, которые в итоге и добили тайпинов. А элита империи пополнилась талантливыми полководцами и организаторами, такими как Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан и Ли Хунчжан что отодвинуло ее закат на полвека.
Кроме того Цин обратились за помощью к Западу.
В августе 1860 года цинские войска при помощи иностранных наемников из «Отряда иностранного оружия» во главе с Фредериком Таунсендом Уордом отбили атки тайпинов на Шанхай. Позже местные банкиры профинансировали создание «Вечно победоносной армии» из наемников и обученных китайцев. Уорд был смертельно ранен 21 сентября 1862 года в битве при Цыси, в районе Нинбо, получив пулю в живот. Часть своего имущества он завещал брату.
Брат, Генри Гамалиэль Уорд, хотя приехал в Шанхай в 1860 вместе с Фредериком, но отличился не на военной, а на коммерческой ниве. Шанхайские власти брата Генри тоже не забыли. Они ему заказали постройку пяти пароходов против тайпинов.
Гамалиэль заказал американской верфи James C. Jewett & Co. три ( Dai Ching (Dàqīng, 大 清), Chih Kiang («Чжэцзян», 浙江), Kiang Soo ( Кианг Су, Цзянсу, 江蘇) . Как только они были готовы, их перепродали флоту США для участия в американской гражданской войне. Вуаля!
В американском флоте Dai Ching остался под своим именем-USS Dai Ching, Chih Kiang превратился в USS Tulip, а Kiang Soo в USS Fuchsia.
USS Dai Ching, ранее Dai Ching (大 清). James C. Jewett & Co. Спущен на воду 1863. Приобретен флотом США 21 апреля 1863 года. Введен в эксплуатацию 11 июня 1863 года. Сожжен 26 января 1865 года
Водоизмещение 520 тонн. Длина 51,97 м. Ширина 8,94 м. Осадка 2,90 м
Скорость 6 узлов. Экипаж 83 офицера и рядовых
Вооружение: 4 24-фунтовых гладкоствольных орудия, 2 20-фунтовых нарезных орудия, 1 100-фунтовая пушка Паррота
USS Fuchsia, до августа 1863 Kiang Soo( Кианг Су, Цзянсу, 江蘇). James C. Jewett & Co. Спущен на воду 1863. Приобретен 22 июня 1863 года. Введен в эксплуатацию август 1863 года. Списан 5 августа 1865 года. Продан, 23 сентября 1865 года
Водоизмещение 240 тонн. Длина 29,95 м. Ширина 6,63 м. Осадка 2,40 м
Паровая машина, винт.
Вооружение: одна 30-фунтовая пушка, одна 24-фунтовая гаубица
USS Tulip. ранее Chih Kiang (浙江). James C. Jewett & Co., Нью-Йорк. Заложен 1862. Спущен на воду 1863. Приобретен 22 июня 1863 года. Взорвался и затонул 11 ноября 1864 в Ragged Point , Вирджиния.
Водоизмещение 183 тонны. Длина 29,64 м. Ширина 6,63 м. Осадка 2,40 м. Глубина трюма 2,90 м
Паровая машина, винт. Экипаж 57 человек.
Вооружение: два 24-фунтовые пушки, одна 20-фунтовая пушка Паррота
Паровая канонерская лодка USS Dai Ching была приобретена 21 апреля 1863 года за 117 575 долларов США, вооружение установлено на Нью-Йоркской военно-морской верфи в Бруклине (Нью-Йорк). Она была введена в эксплуатацию 11 июня 1863 года пож командой лейтенант-командора Дж. Чаплина.
Первым заданием для канонерки стало участие в поисках рейдера Конфедерации CSS Tacony в Северной Атлантике у северо-восточного побережья Соединенных Штатов в период с 14 по 20 июня 1863 года.
После ремонта машины в Норфолке канонерка 24 июля присоединилась к Южноатлантической блокадной эскадре во время атаки на форт Вагнер. Два месяца корабли Союза обстреливали укрепления гавани Чарльстна, Особенно активно форты Вагнер и Самтер.
Затем канонерка участвовала в блокаде побережья Конфедерации и 14 ноября 1863 года захватила шхуну Джордж Чизхолм, блокадопрорыватель с грузом соли у реки Санти-Ривер в Южной Каролине.
После недолгого дежурства у берегов Флориды Dai Ching вернулся в район Южной Каролины. 26 января 1865 года она захватила шхуну Coquette с грузом хлопка на реке Комбахи.
Во время ее буксировки канонерка попала под огонь трехорудийной батареи конфедератов. Под обстрелом корабль потерял управление (лоцман бросил штурвал и сбежал) и вылетел на мель. Отвечать канонерка могла только одним орудием-100 фунтовкой Паррота (по другим данным это была кормовая 20-фунтовка). Dai Ching пытался снять с мели вооруженный буксир USS Clover, но трос не выдержал.
В 14-30 пушка Паррота была выведена из строя попаданием в лафет, закончились боеприпасы к 20-фунтовкам. После семи часов под обстрелом корабль получил тридцать попаданий, одна пробоина была ниже ватерлинии, орудия были выведены из строя, а оборудование разбито.
Во избежание захвата канонерки конфедератами, команда подожгла ее. Команду вывез USS Clover. Пять человек, которые ранее перебрались на берег, потом были захвачены конфедератами.
Скорее всего конфедераты использовали 24-фунтовые орудия.
Суд обвинил лоцмана Смолла в посадке на мель, указав, что он «вел себя крайне трусливо, покинув свой пост, когда был произведен первый выстрел…».
Шерман оценил потерю канонерской лодки философски: « Скажи адмиралу Дальгрену, что я сожалею о потере Дай Цзин, но могу процитировать адмирала Портера, который однажды сказал мне, что корабли созданы для того, чтобы их «потеряли». ».
ВМС США сняли корпус Dai Ching в 1906 году.
USS Fuchsia использовалась флотом Союза для патрулирования побережья Конфедерации и пресечения торовли с другими странами. Оборудование под требования ВМС США произведено компанией Fincourt ( Нью-Йорк). Покупка произведена 16, по другим данным 22 июня 1863 года. В августе корабль переименовали в USS Fuchsia. В строй корабль вступил под командованием У. Т. Стрита.
8 августа 1863 года корабль включили в состав Потомакской речной флотилии. 21 октября вместе с USS Currituck они задержали пароход «Три брата», который шел пустым и без документов. Через 9 дней на берегу были арестованы два контрабандиста, а на следующий день-вирджинский солдат.
7 марта 1864 года в поисках военного буксира «Титан», ранее захваченного конфедератами Fuchsia обнаружила его в Пианкатанк сгоревшим по ватерлинию. Тем не менее специальная команда высадилась на судне и вывела из строя котлы, чтоб не достались врагу.
Основным же занятием до самого конца войны стала разведка и патрулирование.
5 августа 1865 года корабль был выведен из эксплуатации и 23 сентября 1865 года продан Russell & Company за 11000 долларов США.
USS Tulip использовался на Потомакской речной флотилии в качестве буксира и канонерской лодки с августа 1863 года. Некоторое время корабль служил буксиром на Вашингтонской военно-морской верфи , а затем воевал с флотилией против сил Конфедерации на реке Раппаханнок .
Он перевозил войска северян, поддерживал высадку десантов
В начале ноября 1864 году у канонерки вышел из строя котел правого борта. Командующий Потомакской флотилией Фоксхолл А. Паркер-младший приказал вернуться на Вашингтонскую военно-морскую верфь для ремонта.
11 ноября корабль отправился в путь с указанием использовать только исправный котел. Однако возле Ragged Point пар начали подавать на котел правого борта. Взрыв котла разнес кораблик и мгновенно убил 47 человек из 57 человек. Из 10 выживших двое позже скончались от полученных травм.
Так закончилась история флотилии Гамалиэля Уорда.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам