Существует, наверное, тысяча способов провести вводный урок в 9 классе. Я пробовала разные, ни на каком не остановилась. Все не мое. Хочется с первой минуты заинтересовать. И здесь нужно, чтобы у самого учителя глаза горели любовью к биологии.
Поэтому идеальной будет собственная разработка, собой придуманная и прожитая. Однако я нашла на просторах идею, которую переработала под себя, и теперь делюсь.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Сложность преподавания общей биологии в 9 классе зиждется на том, что материал в целом для учеников сложен. Кто застал преподавание в прошлом веке, помнит, что тогда вся общая биология давалась в старшей школе. Эволюция и экология в 10 классе, а цитология и генетика в 11 классе. Кажется, так было по Полянскому. Такой желтый учебник, но точно не помню.
Можно было и наоборот: цитологию и генетику в 10 классе, а эволюцию и экологию как завершающий курс — в 11 классе. У нас даже перед городской диагностикой спрашивали, в каком порядке мы изучаем этот материал. Во времена были!
А я пришла в 1995 году в школу молоденькой девочкой и сразу на 6 параллелей. Единственным биологом. И наидобрейшая и наимудрейшая наша методист из роно сказала мне:
- Не надорвись. Делай упор на 6-7 классы, тебе с ними работать и работать. Старшим давай одно и тоже, поскольку у 11-го класса в прошлом году все равно биологии не было. Это позволит тебе разумно сократить подготовку.
Поэтому по факту у меня было 5 параллелей. Это было важно, потому что в школе шел капитальный ремонт, пособий не было, компьютеров не было, интернета не было, и ни одного плана урока у меня тоже не было. Все с нуля. И она прекрасно понимала, что еще одна параллель была способна сломать мне спину.
Но то было линейная программа. Биологи дольше всех сопротивлялись введению концентрической программы, но и нас к ней принудили. А согласно этой концепции весь материал должен быть изучен к концу 9-го класса. Поэтому то, изучали более старшие ученики за два года, теперь изучают более младшие за один год.
Чудно, не правда ли?
Поэтому приходится следовать принципу: как можно проще, как можно понятнее. Но при этом давать побольше тем, кто собирается, например, в медицину. Или просто интересуется предметом.
Итак, первый урок. На нем я преследую три цели:
- Наладить понимание учениками того, что именно мы изучаем и что должно быть в результате. Это примерно соответствует регулятивным УДД. Используется для такого налаживания так называемая «Карта темы». Подробно о Картах темы я писала вот здесь.
- Определиться с тем, что именно изучает общая биология, и чем она отличается от просто биологии. Опять-таки, отрабатывается понимание того, зачем мы проводим в этих стенах два часа в неделю.
- Определиться с тем, что есть жизнь.
Этап 1. Работа с Картой темы. Раздаю в начале урока. Внимательно просматриваем, отвечаю на возникшие вопросы. Конечно, при смене учебника или даже появлении свежей версии старого учебника необходимо поправить номера страниц и параграфов. Но это проще, чем с нуля карту разрабатывать.
Этап 2. Работа в группах. У меня ученики сидят не за партами, а за сдвоенными столами, поставленными углом к доске. По четыре человека. Каждая группа обсуждает определенные вопросы, а потом спикеры доносят их до всех. Таким образом высказываются все желающие, но громко — всего шестеро. Подробно о рассадке в кабинете и работе в группах читайте здесь.
Сегодня на обсуждение в группах вынесен вопрос: Почему предмет называется общая биология. Итог обсуждения идей заносится в Словарь.
Этап 3. Беседа. Его цель — несколько расширить представление учеников об общей биологии, вспомнить, что они сами знают, и подчеркнуть значение науки в современной жизни. Он строится как беседа по таким вопросам:
- Когда люди начали изучать общую биологию? Зачем?
- В каком году появился термин «биология»? Как наука называлась ранее?
Ответы на последние два вопроса найдутся в любом издании учебника — дети с удовольствием найдут.
Затем можно рассказать о том, что современная биология — это система биологических наук, с некоторыми из которых мы уже знакомились ранее. С какими именно (это уже вопрос ученикам)?
Можно кратко пояснить разницу между фундаментальной и прикладной науками, подчеркнуть важность первой для развития второй. Но не увлекаться, потому что впереди — сладенькое!
Этап 4. Дискуссия. Еще раз проговариваем, что биология изучает живое и акцентируем внимание на вопросе:
А что есть живое? Чем оно отличается от неживого?
Для проведения качественной и наглядной дискуссии у меня заготовлена картинка. Смысл в том, чтобы все-таки отыскать разницу между живой кошкой и списком неживых объектов. При том, что почти все, что дети назовут: дыхание, движение, рост — можно отметить и для неживых объектов.
Это именно та идея, которую я когда-то нашла в интернете. Работает. Ученикам интересно. Мысль включается.
А это именно то, что нам нужно, не правда ли?
Этап 5. Обязательно возвращаемся к Карте темы и отмечаем те вопросы, которые уже разобрали. Проговариваем ответы. Так у учеников формируется осознание того, что они уже знают, а что еще впереди. Такой вот вариант рефлексии.
А вы как проводите первый урок в 9-м классе? Уже продумали? Делитесь в комментариях.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.