Один из наиболее распространённых вопросов - это обязаны ли компании и ИП предоставлять по требованиям налоговых органов документы, операции по которым имели место более 3 лет назад.
Рассмотрим два судебных кейса.
Кейс 1: В требовании, основанном на п. 1 ст. 93.1 НК РФ (в рамках выездной проверки компании, не являющейся контрагентом компании, которая получила запрос) налоговый орган в 2018 году запросил документы по контракту, исполненному в 2014 году
(Дело А14-7313/2019)
Суд отказался отменять штраф, полученный компанией от налоговых органов за непредоставление документов по требованию, указав на следующее:
▪️требование содержит указание на основание истребование документов (проведение ВНП в отношении Контрагента 2), а также дополнительную информацию об обстоятельствах, обусловивших истребование документов (установлена цепочка движения денежных средств: Контрагент 2 - Контрагент 1- Получатель требования). Соответственно, оно оформлено правильно.
▪️указание в ст. 93.1 НК РФ на возможность истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не означает запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов 2, 3 и последующего звена).
▪️отказ в предоставлении документов за 2014 год (при подтверждении факта наличия взаимоотношений с указанным контрагентом в 2014 году) неправомерен.
Установленное п. 4 ст. 89 НК РФ ограничение трехлетним сроком периода, который может проверяться в рамках выездной налоговой проверки, не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность не менее 5 лет после отчетного года.
Кейс 2. В требовании, основанном на п. 2 ст. 93.1 НК РФ (вне рамок проверок), инспекция в 2019 году запросила документы по договорам компании по сделкам компании 2013 и 2014 года
(дело АА56-56669/2019)
Суд также не поддержал компанию в отказе от предоставления документов, указав на следующее:
▪️из положений статьи 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в предоставлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Закон не предоставил налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом требования.
▪️требование содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, а значит, было составлено правильно.
▪️установленное п. 4 ст. 89 НК РФ ограничение 3-х летним сроком периода, который может проверяться в рамках ВНП, не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ.
В рассматриваемом случае отношения Общества и его контрагента, указанного в требовании, не были прекращены в 2013 году, и по состоянию на момент направления оспариваемого требования срок хранения истребуемых документов (5 лет) по ним еще не истек.
▪️Общество не указало, что не располагает истребуемыми документами, и не представило доказательства в подтверждение указанного факта.
➡️Таким образом, в обоих ситуациях, суд признал неправомерными отказы организаций от предоставления документов со ссылкой на истечение 3-х летнего срока, установленного для налоговой проверки, указав, что правильно ориентироваться на срок хранения первичных документов равный 5 годам.
❗То есть, следует иметь ввиду, что в 2022 году организации обязаны иметь и предоставлять по требованиям налоговых органов документы за период с 2017 по 2022 год.
Что касается запросов документов за пределом 5-летнего срока, то, при их отсутствии, организация должна в ответе на требование указать на отсутствие запрошенных документов в связи с истечением срока их хранения, представив доказательства их уничтожения.
Если организация фактически располагает такими документами (не уничтожила их и не сообщила об этом в ответе на требование), то должна их предоставить.
🎗️Приглашаем Вас пройти наш уникальный обучающий мини-курс "Мастер ответов на требования налоговых органов по п.2 ст.93.1 НК РФ"!